18 04 2024,
Курсы валютКурсы
94.32
USD
100.28
EUR

«Количество проектов по производству минудобрений в России растёт» - гендиректор ОАО «НИИК» (г. Дзержинск) Олег Костин

03 / 12 / 2015 в 19:58

- Олег Николаевич, каковы позиции института сегодня?

Олег Костин, генеральный директор ОАО «НИИК»:

- Наш институт работает более 60 лет. В прошлом мы  - один из филиалов Государственного института азотной промышленности. Филиалов было несколько десятков, сегодня работают единицы. Мы одни из немногих, кто сохранился и развивается.

Наша тематика не меняется на протяжении всех 60 лет – производство карбамида. Мы работали и продолжаем работать практически со всеми производителями минеральных удобрений на территории бывшего Советского Союза – в Узбекистане, Украине, Белоруссии, прибалтийских странах, России. Занимаемся реконструкцией действующих производств, ремонтом оборудования. Это наше основное направление деятельности.

карбамид.jpgСправка «ВЗ»:

Карбамид (мочевина) - высокоэффективное гранулированное удобрение, содержащее в усвояемой форме необходимый для роста и развития растений питательный элемент азот (46%). Это самое концентрированное из азотных удобрений. Применяется на всех видах почв.

В последние годы в России, к нашему удовлетворению, взят курс на переработку природного газа. Не на экспорт, а на переработку. Одно из наиболее прибыльных и интересных направлений – это переработка газа в минеральные удобрения. Уже строятся новые крупные предприятия по получению минудобрений, аммиака, метанола из природного газа. Мы в этих проектах также участвуем.

- Сказываются ли на работе компании кризис и санкции? 

- Ни один кризис - в 98-ом, 2008-ом, сейчас – нас особо не коснулся, потому что у нас проекты длинные. А когда начинается кризис, заказчику легче завершить проект, чем остановить. Что касается санкций, мы также не видим каких-то негативных последствий. Население планеты растёт, продовольствия необходимо всё больше. А производить продукты питания без минеральных удобрений невозможно. Наоборот, видим в последние полтора года повышенный интерес японских, западноевропейских компаний к производству минеральных удобрений в России, к реализации крупных проектов в этой сфере.

Мы сейчас начали реализацию нескольких проектов на Балтике, Дальнем Востоке, в Центральной России. В прошлом месяце завершили большой проект по строительству производства минудобрений в городе Менделеевск в Татарстане. Это совместный проект консорциума компаний из Китая и Японии.  

Работы много, проектов много. В связи с этим постоянно проводим набор инженеров. Например, 4 года назад у нас работали 300 сотрудников, сейчас - уже больше 600 человек. Последние 3 года мы практически ежегодно принимали по 100 проектировщиков.

Открыли офис в Нижнем Новгороде, Москве, Татарстане. Работает представительство в Белоруссии. Сейчас думаем об открытии офисов под Санкт-Петербургом и на Дальнем Востоке, потому что реализация таких крупных проектов предполагает наличие там офиса.

- Какова роль института в реализации этих проектов?

- Мы являемся проектным институтом и в основном выступаем как проектная организация. Но есть ряд проектов, в частности, тот же самый Менделеевск, где мы были генподрядчиком, выполняли строительство объектов «под ключ». Если основные технологические установки в Менделеевске строил японско-китайский консорциум, то мы строили объекты заводского хозяйства – склады, водооборот, железную дорогу, всего было построено около 100 объектов. Проектирование, поставка оборудования, организация строительства, пуско-наладка, сдача, гарантийные испытания – всю работу по этим объектам мы выполняли «под ключ». Сумма контракта была несколько сотен миллионов долларов. За 3 года этот контракт мы выполнили.

Справка «ВЗ»

Аммоний_новая.jpgКомплекс «Аммоний» по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида в Менделеевском районе Татарстана. Основные инвесторы проекта - Правительство Татарстана в лице Инвестиционно-венчурного фонда республики и Внешэкономбанк. Объем капитальных вложений в строительство - 1,6 млрд долларов.

Генеральный подрядчик - консорциум японских Mitsubishi Heavy Industries (MHI), Sojitz Corporation и Китайской национальной химико-инжиниринговой корпорации (CNCEC), а также ОАО "НИИК" с российской стороны. Строительство началось в октябре 2011 года.  

Поэтому у нас есть опыт, и мы имеем приглашения по участию в других проектах именно в форме работы «под ключ». В таком же плане мы уже несколько лет работаем с дзержинским «Заводом им. Свердлова» - в рамках программы по реконструкции действующих производств на предприятии.

И третье наше направление – наука. Хотя фирма частная, но у нас есть научное подразделение. Мы проводим исследования, получаем патенты, разрабатываем технологии, применяем свои разработки на предприятиях по производству карбамида в России. А сейчас также продаём технологии за рубеж. У нас есть действующие контракты, выполненные контракты с индийскими предприятиями, с компаниями из Вьетнама и Катара. Мы продаём технологии по реконструкции и получению новых форм минеральных удобрений. Тоже очень интересное направление, у нас есть специальное подразделение, которое этим вопросом занимается.

В принципе можем оказать весь комплекс услуг – идея, технологии, технико-экономическое обоснование проекта, проектирование, прохождение государственных экспертиз, поставка оборудования, организация строительства. Все соответствующие подразделения, кадры, потенциал есть.

Мы можем работать, учитывая наш опыт, не только в химической промышленности. Мы отслеживаем, мониторим в части возможного участия проекты в нефтеперерабатывающей промышленности. Говоря о развитии технопарков в Дзержинске, тоже есть отдельные предложения по выполнению функций проектирования, участия в строительстве. К примеру, «Корунд-Циан» в Дзержинске построен при нашем участии – мы проектировали и сопровождали строительство этого завода.

Работаем очень много с иностранными компаниями – японскими, корейскими, итальянскими, голландскими, немецкими. У нас тут их офисы даже находятся. Наши многие инженеры владеют иностранным языком. По крайней мере проектную документацию, чертежи спокойно выпускаем на английском языке.

- Какую долю в работе института сегодня занимает экспорт?

- До событий 2-3-х летней давности мы очень много работали с Украиной. Сейчас, к сожалению,  почти,  сотрудничество свелось к нулю. Но почти – мы продолжаем работать с несколькими украинскими предприятиями.

Главное направление института, конечно, проектирование. А проектируем мы в основном в России. Наше сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ближним Востоком – не более 5-10% от общего оборота. Если говорить о продаже технологий, то примерно 50/50: половину продаём за рубеж, половину на территории страны. Но в общей выручке это не так уж много получается.

- В России конкуренты у «НИИК» есть?

- Проектных организаций достаточно много, но в основном они небольшие. Несколько лет назад мы сделали ставку на участие именно в больших проектах. Заводы, которые мы сейчас проектируем – на Балтике, Дальнем Востоке, в Татарстане, Тольятти, Череповце, требуют участия  сотен специалистов. Стоимость одного такого завода порядка миллиарда долларов. Площадь застройки – несколько 10-ков гектар. Это десятки, сотни объектов.

Понятно, что заказчик не хочет иметь дело с 5-10-ю небольшими проектными организациями, каждая из которых выполняла бы часть работ. Он хочет работать с одной, которая могла бы спроектировать весь комплекс. А таких организаций с таким количеством проектировщиков очень немного. Есть в нефтяной отрасли, но они обычно работают в рамках материнских компаний – например, проектные институты «Роснефти», «Лукойла»  и другие. Мы же можем работать с любыми лицензиарами, любыми фирмами, не имеем никаких эксклюзивных договоров.

Думаю, в нашей отрасли – производства минеральных удобрений – конкурентов в плане проектирования у нас просто нет. Конечно, другие компании растут, развиваются, поэтому нам нельзя почивать на лаврах. Мы вводим современные методы проектирования – трёхмерное проектирование, управление проектами. Вкладываем больше средства в программное обеспечение. В числе партнёров «НИИК» мировые лидеры в инжиниринге - Mitsubishi, Toyo, Saipem, Stamicarbon, Urea Casale. Проектирование в этих компаниях организовано на самом высоком уровне, которому мы должны соответствовать.     

- Сегодня институт динамично развивается, а как удалось пройти 90-ые, когда были закрыты большинство организаций вашего профиля?

- Во времена Советского Союза в институте работали более 1,5 тысяч человек. К началу 90-ых, когда команда сегодняшних акционеров – в основном это бывшие работники института – стали заниматься «НИИК», в нём работало всего 200-250 человек. Работы было очень мало. В 90-ые мы занимались в основном реконструкцией действующих производств карбамида. Со времён Советского Союза остался большой интеллектуальный запас различных идей по реконструкции производств, которые по разным причинам не были реализованы. Мы нашли деньги, кадры, смогли предложить эти проекты заказчикам и реализовать. Как правило, эти проекты касались увеличения мощности производства, улучшения экологических характеристик, качества продукта. Проектных работ было немного, в основном – поставка оборудования. Но это позволило нам сохранить институт, пройти дно.

С начала 2000-ых годов уже стали появляться новые проекты, началось строительство новых заводов, мы оказались востребованы, потому что остались одни из немногих, кто выжил. Сегодня проекты такого масштаба, как мы, не делает никто.  

- Какое место «НИИК» занимает в экономике Дзержинска?

- За последние 5 лет институт три раза признавался лучшим предприятием города. Известная средняя компания с хорошей социальной составляющей - социальным пакетом, условиями работы. «Завод Свердлова», «Корунд-Циан» - наши партнёры в Дзержинске. Исправный налогоплательщик.

- Какова динамика компании в последние годы?

- В последние 3 года на нашу выручку сильно влияет проект в Менделеевске. За 3 года - 13 миллиардов рублей. Это львиная доля выручки института. К примеру, в прошлом году выручка была 10 миллиардов, из них 8 миллиардов – Менделеевск. В этом году поступлений от этого проекта будет меньше, соответственно сократится и выручка института. Но надо понимать, что там субподряд: мы получаем деньги от заказчика и платим их своим подрядчикам – строителям или за оборудование.      

Что касается нашей основной деятельности - проектирования, то рост у нас где-то стабильно порядка 30-40% ежегодно. Это более объективный для нас показатель. Соответственно растёт зарплата, идёт развитие. 

- Обозначьте перспективы развития института.

- Дальнейшее развитие как инжиниринговой фирмы полного профиля, продажа технологий, в первую очередь за рубеж. На самом деле в прединвестиционной стадии проектов по строительству новых заводов в России много. По крайней мере на несколько лет перспектива загруженности у института есть.

О выходе на новые рынки я бы сейчас не стал говорить, поскольку рынок проектировщиков достаточно ограничен, мы не можем, к сожалению, безмерно увеличивать штат. Мы говорим о стабильном портфеле заказов для института по строительству новых комплексов.

Главная наша внутренняя задача – овладение современными методами проектирования, оптимизация внутренней работы, улучшение условий труда.

Справка «ВЗ»:

НИИК_новая.jpgОАО «НИИК» — инжиниринговая компания, выполняющая широкий спектр услуг по проектированию, разработке технологий, поставке оборудования, обоснованию инвестиций, управлению строительством.

Филиал Государственного института азотной промышленности (ГИАП) появился в Дзержинске в 1952 году. В 1990 году институт приобрел самостоятельность как госпредприятие – ГосНИИкарбамидпроект. В 1999 году преобразован в ОАО «НИИК» (Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза)

Компания имеет в своем составе три подразделения – научное, проектное и отделение поставок.

Численность сотрудников компании – около 600 человек.

ОАО «НИИК» является партнером крупнейших химических компаний России – ОАО «Еврохим», ОАО «Уралхим», ОАО «Газпром нефтехим Салават», ОАО «Фосагро», ОАО «Акрон» и других

ОАО «НИИК» сотрудничает с известными компаниями - лицензиарами технологий – Mitsubishi Heavy Industries, Toyo, Linde, Saipem, Stamicarbon, Urea Casale.                    

 

(2593|)

«Все говорили: остановись, но мы продолжали инвестировать»

Виктор Клочай

15 / 04 / 2024 в 10:28

Виктор Клочай - о рискованных решениях, итогах и новых проектах группы «Русполимет»

Перейти к странице видео >

Реклама в интернете в 2024 году: тренды, каналы, инструменты

Конференция маркетолога в Нижнем Новгороде

13 / 03 / 2024 в 12:52

О чем говорили на конференции маркетологов в Нижнем Новгороде

Перейти к странице видео >

Новости СМИ2