Портфель заказов «Гидромаша» на 2023 год вырос более чем на 15%
20 / 02 / 2023 в 08:01

Нижегородский «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - разработчик и производитель шасси для авиации - в 2022 году нарастил выпуск на 5,4%, а «твердые» заказы этого года уже превышают прошлогодний объём более чем на 15%. Завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах. Гендиректор компании Александр Лузянин - об итогах и перспективах одного из ведущих предприятий авиапрома страны.
- Александр Владимирович, как оцениваете итоги, с которыми НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина завершило 2022 год?
- Мы показали неплохие результаты. Темп роста производства по году достиг 105,4%, что выше среднего по стране. Если иллюстрировать более наглядно: в агрегатах производство шасси составило 1 264 штуки.
Мы понимаем, насколько важные задачи стоят сегодня перед авиастроением в связи с поручением президента страны по обеспечению российских авиакомпаний до 2030 года не менее чем 700 самолетами и вертолетами, и осознаем всю ответственность происходящего.
- Раз уж зашел разговор о гражданских воздушных судах, расскажите, в разработке, производстве и испытаниях какой новой авиационной техники сегодня участвует «Гидромаш»?
- Самолеты МС-21, Ил-114-300, Ил-96-300/400, Сухой Суперджет 100, ЛМС-901 «Байкал». Ко всем этим машинам «Гидромаш» имеет непосредственное отношение.
- Начнем, наверное, с МС-21, как проходила работа над этой машиной?
- В 2009 году «Гидромаш» выиграл тендер на разработку и изготовление шасси для МС-21. В работе над ним мы применили передовые конструкторские и технические решения. Использовали высокопрочные стали и титановые сплавы. Это позволило достичь хороших весовых показателей: масса шасси составляет 1,9 % от максимального взлетного веса самолета. Это заслуживающий уважения результат.

Шасси самолета МС-21 / фото: НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
- Ил-114-300 - еще один самолет, укомплектованный взлетно-посадочными устройствами с маркой «Гидромаш».
- Совершенно верно. Ил-114 - турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолет с интересной судьбой. Он был разработан еще в Советском Союзе и до июня 2012 года производился авиационным предприятием в Ташкенте. Практически сразу после прекращения выпуска заговорили о переносе его производства в Россию, поскольку потребность в бортах для местных воздушных авиалиний на тот момент составляла порядка 600 штук.
Однако процесс затянулся, первый полет обновленного Ил-114-300 состоялся лишь в декабре 2020 года. Надеемся, что теперь машину ждет более счастливая жизнь. Тем более что самолет уникальный. Он обладает способностью садиться на неровные, неподготовленные площадки, что жизненно важно для нашей страны.
- Хотелось бы поподробнее узнать, что представляет собой легкий многоцелевой самолет «Байкал», для чего он предназначен и в чем уникальность шасси, которое для него разрабатывал «Гидромаш»?
- ЛМС-901 «Байкал» призван прийти на смену легендарной «Аннушке» - самолету Ан-2. Шасси, установленные на «Байкале», - наша разработка.
В очень короткий срок, практически за пять месяцев, мы изготовили комплект агрегатов и провели необходимые работы в обоснование первого вылета и начала летных испытаний самолета. В 2021 году ЛМС-901 «Байкал» был представлен на авиасалоне МАКС, а в январе 2022 года осуществил свой первый полет, который длился 25 минут и проходил на высоте 500 метров.
Схема шасси трехопорная с хвостовой опорой и интересна расположением амортизаторов внутри фюзеляжа, что должно дать более высокую по сравнению с аналогами надежность.
- Интересно, в нынешних обстоятельствах удается ли вам продолжать работу по модернизации производства? В этом смысле «Гидромаш» всегда был в числе передовых?
- Возможно, не в том объеме, в котором хотелось бы, но удается. В прошлом году у нас появилось два многофункциональных обрабатывающих центра из дальнего зарубежья. Теперь хотим опробовать два универсальных токарных станка, сделанных в Беларуси. Это наш первый опыт работы с белорусскими станкостроителями. Надеемся, что он даст хорошие результаты.
- Как решаете кадровую проблему? Этот вопрос перед промышленными предприятиями в настоящее время стоит довольно остро.
- Дефицит кадров чувствуется. Авиастроение - отрасль высокотехнологичная, поэтому требования к соискателям высокие. Желательно, чтобы станочник, поступающий на работу, имел 5 или 6 разряд. Такие специалисты - товар штучный. Поэтому мы сделали упор на самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Для этого в июле прошлого года получили лицензию министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области на осуществление профессионального обучения.
Понятно, что самый сильный побудительный момент в деле привлечения специалистов, - это зарплата. Чтобы держать ее на приличном уровне, два года подряд разрабатываем и реализуем комплекс мер по защите качества жизни наших работников. С марта по май этого года проведем очередную индексацию.

Заводоуправление НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина на пр. Гагарина в Нижнем Новгороде
- Какие планы строите на текущий год? Какие задачи ставите перед коллективом?
- Объем работ по подписанным контрактам на текущий год превышает прошлогодний уровень более чем на 15%. Основная задача: добиться качественного своевременного выполнения всех заключенных договоров.
- Нынешний год знаковый для «Гидромаша», исполняется 90 лет, как предприятие работает в авиастроении. Хотя, мы, конечно, знаем, что история у завода намного богаче.
- Совершенно верно. 3 ноября 1933 года наше предприятие было передано в ведение Глававиапрома и с 1935 года специализируется на проектировании и изготовлении шасси для отечественной авиации.
Если говорить об истории в целом, то в 2005 году «Гидромаш» разменял третье столетие. Мы ведем летоисчисление от каретной мастерской Петра Ильина, которая в 1805 году открылась в Москве. На её вывеске размещалось изображение государственного герба установленного образца, что говорит само за себя. К началу XX века мастерская выросла до одного из крупнейших промышленных предприятий страны, оснащенных по последнему слову техники. Это позволяло заводу совершать невероятные производственные скачки: авиационный двигатель, в том числе и для самолета Сикорского «Илья Муромец», автоплуг «Фаулер», запущенный в производство по личному указанию Ленина, первый советский малолитражный автомобиль НАМИ-1. Всё это наша продукция разных лет. Мы сохранили опыт и азарт наших предшественников, и надеемся, что они будут востребованы в деле обеспечения воздушного парка России отечественными самолетами.
Знаете, ровно 100 лет назад в нашей стране был совершен первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Нижний Новгород на самолете Юнкерс Ф13, а уже к 1935 году воздушный флот на 100% состоял из отечественных машин. Если тогда у нашей страны получилось, то получится и теперь.
Фото: пресс-служба НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
- Александр Владимирович, как оцениваете итоги, с которыми НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина завершило 2022 год?
- Мы показали неплохие результаты. Темп роста производства по году достиг 105,4%, что выше среднего по стране. Если иллюстрировать более наглядно: в агрегатах производство шасси составило 1 264 штуки.
Мы понимаем, насколько важные задачи стоят сегодня перед авиастроением в связи с поручением президента страны по обеспечению российских авиакомпаний до 2030 года не менее чем 700 самолетами и вертолетами, и осознаем всю ответственность происходящего.
- Раз уж зашел разговор о гражданских воздушных судах, расскажите, в разработке, производстве и испытаниях какой новой авиационной техники сегодня участвует «Гидромаш»?
- Самолеты МС-21, Ил-114-300, Ил-96-300/400, Сухой Суперджет 100, ЛМС-901 «Байкал». Ко всем этим машинам «Гидромаш» имеет непосредственное отношение.
- Начнем, наверное, с МС-21, как проходила работа над этой машиной?
- В 2009 году «Гидромаш» выиграл тендер на разработку и изготовление шасси для МС-21. В работе над ним мы применили передовые конструкторские и технические решения. Использовали высокопрочные стали и титановые сплавы. Это позволило достичь хороших весовых показателей: масса шасси составляет 1,9 % от максимального взлетного веса самолета. Это заслуживающий уважения результат.

Шасси самолета МС-21 / фото: НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
- Ил-114-300 - еще один самолет, укомплектованный взлетно-посадочными устройствами с маркой «Гидромаш».
- Совершенно верно. Ил-114 - турбовинтовой ближнемагистральный пассажирский самолет с интересной судьбой. Он был разработан еще в Советском Союзе и до июня 2012 года производился авиационным предприятием в Ташкенте. Практически сразу после прекращения выпуска заговорили о переносе его производства в Россию, поскольку потребность в бортах для местных воздушных авиалиний на тот момент составляла порядка 600 штук.
Однако процесс затянулся, первый полет обновленного Ил-114-300 состоялся лишь в декабре 2020 года. Надеемся, что теперь машину ждет более счастливая жизнь. Тем более что самолет уникальный. Он обладает способностью садиться на неровные, неподготовленные площадки, что жизненно важно для нашей страны.
- Хотелось бы поподробнее узнать, что представляет собой легкий многоцелевой самолет «Байкал», для чего он предназначен и в чем уникальность шасси, которое для него разрабатывал «Гидромаш»?
- ЛМС-901 «Байкал» призван прийти на смену легендарной «Аннушке» - самолету Ан-2. Шасси, установленные на «Байкале», - наша разработка.
В очень короткий срок, практически за пять месяцев, мы изготовили комплект агрегатов и провели необходимые работы в обоснование первого вылета и начала летных испытаний самолета. В 2021 году ЛМС-901 «Байкал» был представлен на авиасалоне МАКС, а в январе 2022 года осуществил свой первый полет, который длился 25 минут и проходил на высоте 500 метров.
Схема шасси трехопорная с хвостовой опорой и интересна расположением амортизаторов внутри фюзеляжа, что должно дать более высокую по сравнению с аналогами надежность.
- Интересно, в нынешних обстоятельствах удается ли вам продолжать работу по модернизации производства? В этом смысле «Гидромаш» всегда был в числе передовых?
- Возможно, не в том объеме, в котором хотелось бы, но удается. В прошлом году у нас появилось два многофункциональных обрабатывающих центра из дальнего зарубежья. Теперь хотим опробовать два универсальных токарных станка, сделанных в Беларуси. Это наш первый опыт работы с белорусскими станкостроителями. Надеемся, что он даст хорошие результаты.
- Как решаете кадровую проблему? Этот вопрос перед промышленными предприятиями в настоящее время стоит довольно остро.
- Дефицит кадров чувствуется. Авиастроение - отрасль высокотехнологичная, поэтому требования к соискателям высокие. Желательно, чтобы станочник, поступающий на работу, имел 5 или 6 разряд. Такие специалисты - товар штучный. Поэтому мы сделали упор на самостоятельную подготовку и переподготовку кадров. Для этого в июле прошлого года получили лицензию министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области на осуществление профессионального обучения.
Понятно, что самый сильный побудительный момент в деле привлечения специалистов, - это зарплата. Чтобы держать ее на приличном уровне, два года подряд разрабатываем и реализуем комплекс мер по защите качества жизни наших работников. С марта по май этого года проведем очередную индексацию.

Заводоуправление НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина на пр. Гагарина в Нижнем Новгороде
- Какие планы строите на текущий год? Какие задачи ставите перед коллективом?
- Объем работ по подписанным контрактам на текущий год превышает прошлогодний уровень более чем на 15%. Основная задача: добиться качественного своевременного выполнения всех заключенных договоров.
- Нынешний год знаковый для «Гидромаша», исполняется 90 лет, как предприятие работает в авиастроении. Хотя, мы, конечно, знаем, что история у завода намного богаче.
- Совершенно верно. 3 ноября 1933 года наше предприятие было передано в ведение Глававиапрома и с 1935 года специализируется на проектировании и изготовлении шасси для отечественной авиации.
Если говорить об истории в целом, то в 2005 году «Гидромаш» разменял третье столетие. Мы ведем летоисчисление от каретной мастерской Петра Ильина, которая в 1805 году открылась в Москве. На её вывеске размещалось изображение государственного герба установленного образца, что говорит само за себя. К началу XX века мастерская выросла до одного из крупнейших промышленных предприятий страны, оснащенных по последнему слову техники. Это позволяло заводу совершать невероятные производственные скачки: авиационный двигатель, в том числе и для самолета Сикорского «Илья Муромец», автоплуг «Фаулер», запущенный в производство по личному указанию Ленина, первый советский малолитражный автомобиль НАМИ-1. Всё это наша продукция разных лет. Мы сохранили опыт и азарт наших предшественников, и надеемся, что они будут востребованы в деле обеспечения воздушного парка России отечественными самолетами.
Знаете, ровно 100 лет назад в нашей стране был совершен первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Нижний Новгород на самолете Юнкерс Ф13, а уже к 1935 году воздушный флот на 100% состоял из отечественных машин. Если тогда у нашей страны получилось, то получится и теперь.
Фото: пресс-служба НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
(2240|)
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Похожие новости
Разработка «Русполимета» и НГТУ отмечена серебряной медалью «Металл-Экспо 2023»
17 / 11 / 2023 в 09:55
Специалисты завода и университета создали импортозамещающую смесь, используемую при литье слитков→Франшиза, как приглашение в бизнес: подробности – в Нижнем Новгороде
01 / 02 / 2023 в 17:26
При всем многообразии возможностей открыть свое дело, по факту есть лишь два реальных пути к возможн...→В Нижнем Новгороде презентовали электробус «МиНиН»
22 / 11 / 2023 в 14:22
«Нижэкотранс» выпустит около половины из общего заказа электробусов для Нижнего в рамках программы м...→Независимые гарантии для бизнеса: Ирина Улина – о том, как Владбизнесбанк помогает компаниям участвовать в госзакупках и заключать выгодные контракты
07 / 06 / 2023 в 10:55
Независимые гарантии позволяют бизнесу участвовать в госзакупках и выполнять госзаказы→