«Что такое инновации»
Технологическое лидерство указом президента определено одной из национальных целей развития страны. Утверждена стратегия, определены приоритеты. Почему фундаментальное значение в этой связи имеет образование, какие инициативы предлагают промышленники, а также на что ещё, по мнению бизнеса, важно обратить внимание для достижения технологического суверенитета. Об этом говорим с вице-президентом РСПП, председателем коорсовета РСПП в ПФО Виктором Клочаем.
- Виктор Владимирович, в предыдущий раз мы говорили о влиянии на возможности развития промышленности высоких ставок. Теперь хотели бы затронуть вопросы образования, которые не выходят из сферы внимания промышленников.
- Реализация стратегии научно-технологического развития обсуждалась в августе на Совете округа под председательством полпреда в ПФО Игоря Комарова. Все регионы подготовили очень хорошие программы. Казалось бы, промышленникам надо говорить о производстве, а я говорю об образовании.
Развитие промышленности должно строиться на базе инновационных подходов. А что такое инновации? Это креативное мышление людей с хорошим образованием, умеющих мыслить нестандартно, анализировать, рассуждать, понимающих задачи и проблемы. Только с такими специалистами можно сделать технологически передовое, конкурентоспособное предприятие. Иначе невозможно. Поэтому образование - один из ключевых факторов.
А у нас некоторые вещи происходят в совершенно противоположном направлении. Например, приказом министерства аннулированы часть профессий в металлургии и определенной части машиностроения. Одно название – технолог (речь идет приказе Минобрнауки от 01.02.2022 N 89 о новых перечнях специальностей, введены укрупненные группы направлений подготовки – ред.).
Я-то знаю, что обработка металлов давлением, и спецметаллургия, и производство чугуна, это звучит все как металлургия, но там все «на кончиках пальцев», много технологических знаний, носителем которых должен быть специалист. Ведь железо, оборудование само по себе, даже цифровизированное, требует управления, потому что новые вводные, новые заказы, новые требования. Необходимы компетенции, поиск технологических улучшений. А то, что произошло, приведет к деградации компетенций в этом области.
Важно готовить инженеров с хорошими, в том числе отраслевыми знаниями, поэтому необходимо вернуться к пятилетней программе обучения, четырехлетняя в нашем случае не работает.
Шестой год, магистратура, когда студент хочет более глубоко изучить вопросы производственной экономики, организации процесса изобретательства, менеджмента, управления - пожалуйста. После они пойдут и в науку, и будут расти как лидеры производства. Это надо делать.
Очень хорошо, что по инициативе правительства, лично премьера запущена программа по улучшению материальной базы и качества преподавания в колледжах и техникумах - «Профессионалитет». Процесс улучшения идет. Считаю, эту программу необходимо насытить дополнительно, максимально подключиться всем, кто заинтересован.
- Промышленники говорят о необходимости изменений и в школьном образовании.
- Да, в школьной программе, на мой взгляд, пока не происходит изменений. Что мы предлагаем? Важно обеспечить классическое обучение по основным предметам. Математика, русский язык и литература, физика, химия, информатика, история. На словах прививать любовь к физике невозможно. Если ребенок - гуманитарий, идет в гуманитарный вуз, то, пожалуйста, сделайте поправочный коэффициент. Но не знать, не учить физику нельзя. Физика - это жизнь, повседневная жизнь.
Учитель - не работник сферы обслуживания. И это очень важно. Мы отдаем детей на полный рабочий день на попечение школы и учителя. Учитель - главный человек после родителей, а в некоторых случаях и перед родителями. Этот статус нужно вернуть. Как его вернуть - зарплата, социальный пакет, жилье на льготных условиях.
Это я к тому, что есть вещи стратегического характера. Неслучайно в национальных целях на первом месте демография - сверх стратегическая задача. Мы создадим производства, обеспечим разработку или трансфер технологий, а кто будет работать на этих производствах?
- Все взаимосвязано.
- На самом деле этот год развернул внимание к теме демографии. При поддержке попечительского совета благотворительного фонда по развитию Саровской и Дивеевской обителей проходил конкурс «Большая семья - опора России». Со всей страны приехали семьи. Я там тоже был. У нас от завода победителем была семья Захаровых. Вы знаете, в семьях от трех до семи детей - замечательные дети, замечательные родители. И я снимаю шляпу перед ними, потому что это гражданская позиция.
Необходимо поддерживать многодетные семьи. Доплачивать за детей, предоставлять жилье на льготных условиях, желательно бесплатно или с частичной компенсацией. Детский сад, школа, бесплатное медицинское обслуживание.
И участвовать в этом необходимо всем миром. Работодатель должен понимать: это стратегическая задача. Мы на предприятии такие решения приняли. Сегодня на «Русполимете» работают представители более 300 многодетных семей. Многие - трудовые династии. Есть семья Ашиных, у которой общий стаж работы на заводе – более 1100 лет, в разные годы на предприятии трудились 70 представителей этой семьи. Казалось бы, фантастика.
- На что, по мнению бизнеса, ещё важно обратить внимание для решения задач научно-технологического развития?
«Необходимо изменить законодательство о банкротстве промышленных предприятий»
- С одной стороны, мы строим, а с другой, разрушаем. Что имеется ввиду? Банкротство промышленных предприятий. Проблема в том, что зачастую мощности предприятий оказываются необоснованно выведены за периметр. Это или неэффективный собственник, или какие-то корпоративные разборки, или просадки в рынке, или недостаток своевременной поддержки, которая не позволила перейти в какую-то другую ипостась.
Вот, пример, «Дзержинскхиммаш» в Дзержинске. Это было удивительное предприятие с уникальным оборудованием. Одна 32-метровая гибочная машина с цифровой индексацией: во-первых, в России её сегодня никто не сделает, во-вторых, думаю, по нынешним меркам она будет стоить 200 млн долларов легко. Срезали в металлолом.
Ещё один пример - «Волгацеммаш» (в Самарской области – ред.), который в советское время и до недавних пор был опорным для цементной промышленности. Предприятие проектировало цементные заводы, изготавливало оборудование. Сегодня подошло время модернизации (цементной отрасли – ред.). Завод ещё в каком-то виде есть, литейка работает, теплится жизнь, но под цементную промышленность полноценных компетенций не останется.
Я не знаю за свою бытность работы в промышленности ни одного предприятия, которое осталось бы в живых после передачи под управление внешнему управляющему в связи с банкротством. Осколки, какие-то отдельные цеха, остаются, но утрачена общая компетенция.
- Что сделать, чтобы таких примеров было меньше?
- Необходимо реформировать законодательство о банкротстве, чтобы это было ответственно, взвешенно, разумно. В ряде случаев требуется «реанимация» предприятия, чтобы не потерять компетенции. Уверен, на примере «Волгацеммаша» все было бы хорошо, если бы мы вовремя предприняли меры.
«Производство средств производства»
Ещё одна серьёзная тема, если мы говорим о технологическом суверенитете, - это производство средств производства, с одной стороны, и производство компонентов, с другой. Например, компрессор высокого давления на 2000 атмосфер, который необходим для газостатов, никто не делает. Резьбовые соединения, «фитинги», как я их называю, на давление от 400 до 5000-6000 атмосфер для такого оборудования, никто не делает. И этот перечень бесконечный.
Это не значит, что необходимо абсолютно удовлетворить свой спрос. Важно, чтобы мы могли это делать, имели компетенции и определенную нишу на рынке, а когда требуется, могли быстро масштабировать - так мы не остановимся, можем сбавить какой-то темп, но все равно будем самодостаточны. Когда мы говорим о локализации и технологическом суверенитете, это как раз тот случай, когда нужно учитывать все.
Тем более, при сегодняшней проблеме с проведением платежей: получили продукцию с Китая, три месяца не можем (совершить платеж - ред.), туда-сюда деньги гоняем.
Это, наверное, так в природе человека. Я много раз сталкивался, когда приехал на Заволжский моторный завод. Начинают рассказывать: проблемы, потери… Разбираемся. Спрашиваю: вы знаете, что надо делать. Знаем. А как надо делать, знаете? Знаем. Задаю вопрос: а почему не делаете? Ответ всегда одинаковый: пожимают плечами. Делать надо.
«Это серьёзная зона риска»: в интервью Бизнес News Виктор Клочай - о том, как высокие ставки в экономике влияют на возможности развития промышленности.