Ил-114-300: как «Гидромаш» помог в возобновлении производства лайнера
Продолжаем юбилейный цикл об истории НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина в Нижнем Новгороде, которому в 2025 году исполняется 220 лет. Это одно из старейших предприятий России.
В цикле исторических очерков - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в современное время.
На этой неделе Минпромторг России показал салон нового регионального пассажирского самолета Ил‑114‑300. Монтаж элементов интерьера завершают на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина (филиал РСК «МиГ»). Ил‑114‑300 — модернизированная версия турбовинтового самолета Ил‑114, предназначен для местных авиалиний. Первые серийные поставки воздушного судна планируются в 2026 году.
У этого самолета длинная история с перипетиями. В 2010-х свой вклад в возобновление его производства внесли нижегородский «Гидромаш» и лично руководитель завода Владимир Ильич Лузянин.
Из истории Ил-114
В 1982 году КБ им. С.В. Ильюшина (сегодня ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина») предложило разработать турбовинтовой 60-местный самолет, который бы заменил на региональных маршрутах устаревшие к тому времени Ан-24. Совмин СССР инициативу поддержал и в 1986 году выпустил постановление о создании лайнера. Работы выполнялись под руководством генерального конструктора Генриха Новожилова, главным конструктором был Николай Таликов.

Владимир Ильич Лузянин и генеральный конструктор ОКБ Ильюшина Генрих Васильевич Новожилов. 2015 г. / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
Впервые опытный Ил-114 поднялся в небо 29 марта 1990 года в Жуковском. Серийное производство планировалось организовать с 1990 года на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ныне - Ташкентский механический завод, Узбекистан), а с 1992 года - также на Московском авиационном производственном объединении им. П.В. Дементьева (ныне входит РСК «МиГ»). Но с началом 90-х серийный выпуск самолета так и не был налажен. Производство было единичным - всего в 1990-2012 годах построено 18 летных экземпляров разных модификаций.
Ил-114 получил сертификат типа Межгосударственного авиационного комитета только 25 апреля 1997 года. А первый пассажирский рейс выполнил 9 июля 1999 года по маршруту Ташкент - Наманган.
Возрождение проекта
В 2000-х проект «реанимировали». В 2011 году были полностью завершены все виды ресурсных испытаний планера и шасси, которые подтвердили заявленные при сертификации самолета проектные ресурсы – 30 тысяч летных часов, 30 тысяч полетов или 30 лет эксплуатации.
В июле 2012 года президент «Гидромаша» Владимир Лузянин совместно с нижегородским губернатором Валерием Шанцевым выступили с предложениями по изготовлению Ил-114 на авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде. Однако ОАК не поддержало инициативу в связи с тем, что изначально самолет спроектирован не в цифровом формате.

В 2012 году Владимир Лузянин и Валерий Шанцев предложили организовать производство Ил-114 на «Соколе» в Нижнем Новгороде / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
В ноябре 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что президент Владимир Путин дал согласие на организацию в России производства турбовинтовых пассажирских самолетов Ил-114.
Однако обсуждение целесообразности выпуска Ил-114 в ОАК ещё продолжалось.
Владимир Ильич Лузянин в феврале 2015 года:
«Убежден, затягивание возобновления производства Ил-114, поиск альтернатив – стратегическая ошибка. Появившиеся в последнее время предложения по проектированию нового самолета на базе несуществующего не решат вопрос выпуска гражданского самолета такого типа. Больше того, на запуск нового самолета мы потратим не менее 8-10 лет, в то время как через 2-3 года Ил-114 уже может пойти в серию.
Считаю, что необходимо без промедления приступить к выполнению поручения главы государства Владимира Путина от 18 ноября 2014 года по «началу работ по этому турбовинтовому самолету». Надо поставить точку в обсуждениях, и используя задел прошлых лет, запускать Ил-114 в серийное производство. Нижегородское ОАО «Гидромаш» готово в течение года восстановить производство шасси для этого самолета, а еще через год начать серийные поставки».
В феврале 2017 года ОАК заключило с дочерними предприятиями ПАО «Ил» и АО «РСК «МиГ» договоры об ОКР и подготовке производства обновлённых Ил-114 под обозначением Ил-114-300.
Первый полет опытный Ил-114-300 совершил 16 декабря 2020 года. Весной 2025 года к программе летных испытаний присоединился третий опытный Ил-114-300.
Производство Ил-114-300 ведется в кооперации предприятий ОАК - на базе филиалов ПАО «Ил» - Авиастар (г. Ульяновск), ВАСО (г. Воронеж), а также НАЗ «Сокол» (г. Нижний Новгород). Финальная сборка организована на Луховицком авиационном заводе в подмосковных Луховицах. Шасси для новых самолетов изготавливает нижегородский «Гидромаш».
В ожидании серии
Начала серийного производства Ил-114-300 ждут все участники проекта, в том числе «Гидромаш». В свое время предприятие разработало для Ил-114 колёсные, способные совершить посадку на грунт, а также лыжные шасси. Вся конструкторская документация переведена в «цифру», написаны программы для обработки деталей.
Серийные поставки Ил-114-300 начнутся к августу 2026 года, 23 июля 2025 года рассказал на совещании Владимира Путина с правительством глава Минпромторга России Антон Алиханов. В ноябре 2025 года замглавы ведомства Геннадий Абраменков уточнил, что в 2026 году ожидается поставка трех серийных самолетов Ил-114-300. По его словам, контракт заключен – лайнер ждут авиаперевозчики на линиях Дальнего Востока, Сибири и Севера, где есть ограниченная инфраструктура и суровые климатические условия.
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в конце октября 2025 года сообщал журналистам о планах госкорпорации нарастить ежегодный выпуск импортозамещенных Ил-114-300 до 20 штук к 2030 году. На внутренних авиалиниях самолет должен заменить Ан-24, а также иностранные лайнеры аналогичного класса ATR72 (Франция) и Bombardier Dash 8 (Канада).
НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Сегодня завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.