Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»
Продолжаем юбилейный цикл об истории НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина в Нижнем Новгороде, которому в 2025 году исполняется 220 лет. Это одно из старейших предприятий России.
В цикле исторических очерков - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в современное время.
В предыдущей серии мы рассказали, как в середине 2010-х нижегородский «Гидромаш» и лично руководитель завода Владимир Ильич Лузянин внесли вклад в возобновление производства регионального пассажирского самолета Ил‑114‑300. Сегодня расскажем об участии предприятия в создании нового среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского лайнера МС-21.
«Магистральный самолет XXI века»
МС-21 («Магистральный самолет XXI века») разработан ПАО «Яковлев» (до июля 2023 года — корпорация «Иркут»), входящей в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Проект стартовал в начале 2000-х. Новый самолет призван заменить устаревшие советские модели и конкурировать с западными аналогами на внутренних и международных рейсах.
История участия «Гидромаша» в проекте началась в 2009 году с победой в тендере корпорации «Иркут». В 2010 году было подписано предконтрактное соглашение, а в 2011 году – контракт на разработку, изготовление, испытание и поставку агрегатов шасси для самолетов семейства МС-21.
Торжественная церемония выкатки и презентация самолёта состоялась 8 июня 2016 года в цехе Иркутского авиационного завода.
«Эта выкатка произведена на шасси нашей разработки. Шасси полностью отечественное, ничего в нем импортного нет. Мы испытали и оформили уже все документы (на шасси – прим.) для того, чтобы мог самолет летать», - рассказывал в интервью после церемонии Владимир Ильич Лузянин.

Торжественная церемония выкатки и презентация самолёта в цехе Иркутского авиационного завода. 8 июня 2016 года / фото: правительство РФ

Передняя опора шасси МС-21 на стенде «Гидромаша» на «МАКС-2021» / фото: НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
Семейство МС-21 включает модификацию МС-21-310 - с российским двигателем ПД-14. В условиях санкций приоритет в развитии отдан этой версии.
МС-21 сегодня
В настоящее время импортозамещенный МС-21 проходит сертификационные испытания. В октябре 2025 года глава Росавиации Дмитрий Ядров после совещания о перспективах развития гражданской авиации на Иркутском авиационном заводе сообщил, что для сертификации МС-21 осталось импортозамещение пяти иностранных систем. Всего же самолет включает более 200 различных систем и подсистем, большинство из которых уже локализовано.
В ноябре 2025 года к испытаниям присоединился второй экземпляр МС-21, оборудованный отечественными компонентами.
На летных испытаниях присутствовал главный конструктор нижегородского «Гидромаша» им. В.И. Лузянина Андрей Цюпий (прим. на фото слева). Вместе с главным конструктором МС-21 ПАО «Яковлев» Виталием Нарышкиным (прим. на фото по центру) он наблюдал за первым полетом воздушного судна с аэродрома Иркутского авиационного завода.

Главный конструктор НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина Андрей Цюпий (слева), главный конструктор МС-21 Виталий Нарышкин (в центре). 28 октября 2025 г. / фото: пресс-служба «Гидромаша»
Сертификация импортозамещенной версии самолета МС-21 ожидается в конце 2026 года. Завершение процесса позволит приступить к серийному производству лайнера.
В декабре 2025 года управляющий директор компании «Яковлев» Василий Прутковский сообщил, что в кооперации по программе серийного выпуска МС-21 участвуют порядка 15 тысяч предприятий: 120 поставщиков первого уровня, 4000 поставщиков второго уровня, более 10000 поставщиков третьего уровня. Над проектом трудятся около 50 000 сотрудников.
Действующая редакция комплексной программы развития авиаотрасли предполагает поставку 270 самолетов МС-21-310 до 2030 года. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в конце октября 2025 года сообщал журналистам о планах госкорпорации нарастить ежегодный выпуск импортозамещенных МС-21 до 36 штук к 2030 году.
На прямой линии 19 декабря 2025 года президент Владимир Путин отметил, что «МС-21 – очень хорошая машина, совершенно конкурентоспособная на мировых рынках».
Начала серийного производства самолета ждут все участники проекта, в том числе нижегородский «Гидромаш» им. В.И. Лузянина.
НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Сегодня завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.