Самолет «Байкал» с российским двигателем ВК-800 впервые поднялся в воздух
Испытания проходили на аэродроме Уральского завода гражданской авиации. Во время полета самолет достиг скорости 210 км/ч и высоты 400 м.
Перед полетом специалисты провели полную наземную отработку силовой установки: проверили устойчивость работы двигателя на всех режимах, приемистость и дросселирование, системы аварийной остановки и флюгирования винта, а также питание топливом. По докладу летчиков, полет прошел штатно, самолет сохранял устойчивость и управляемость в заданном диапазоне центровок, скоростей и высот, маршевый двигатель работал без замечаний.
«Испытательный полет подтвердил возможность создания полностью российского самолета с отечественной силовой установкой для малой авиации, что позволит выполнить важную государственную задачу — обеспечить высокую связанность и транспортную доступность всей территории страны, в том числе труднодоступных регионов», — прокомментировал заместитель министра промышленности и торговли России Геннадий Абраменков. Он добавил, что двигатели такой мощности в России не создавали и не производили несколько десятков лет.
Двигатель ВК-800 разработки АО «УЗГА» адаптирован к эксплуатации в суровых климатических условиях, включая Арктику, тайгу и горные районы. Максимальная мощность установки варьируется от 807 до 870 л.с. в зависимости от приложения, конструкция предусматривает модернизацию с увеличением мощности примерно на 100 л.с., что позволит использовать двигатель, в том числе для ремоторизации самолетов Ан-2. По данным разработчика, ВК-800 выигрывает по массе и экономичности у основного конкурента — чешского Н80-200, который применяют на L-410.
Воздушный винт АВ-901 разрабатывается на Уральском заводе гражданской авиации с 2022 года и полностью изготовлен из российских материалов. Это флюгерно-реверсивный винт одностороннего действия, рассчитанный на максимальные обороты 1 900 об/мин при потребляемой мощности 877 л.с.; расчетная максимальная тяга изолированного винта — не менее 15 кН (около 1 400 кгс). Цифровая система управления винтом совмещена с системой управления двигателя ВК-800, что позволяет эксплуатировать силовую установку на режимах максимального КПД и снижать время работы на переходных режимах.
Проект легкого самолета ЛМС-901 реализуется с 2019 года по заказу минпромторга РФ взамен устаревающих моделей Ан-2 и Ан-3. Он включен в комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года. На нижегородской площадке «УЗГА» производится около 80% элементов конструкции самолета, финальная сборка осуществляется в Екатеринбурге. Сейчас в Нижнем Новгороде ведется сборка третьего летного экземпляра самолета ЛМС-901 «Байкал».
Ранее сообщалось, что «Аэрохимфлот» закупит в лизинг 50 самолетов «Байкал». А первые серийные экземпляры самолета должны поступить авиаперевозчику «Аврора» уже в конце 2026 года.