Курс валют
$ 84.93
€ 95.33
Нижний Новгород

Россиянам осталось меньше двух месяцев для уплаты имущественных налогов

Рубль
Фото: Бизнес News
Россияне должны уплатить имущественные налоги за 2025 год не позднее 1 декабря 2026 года. Размер начислений зависит от характеристик объектов налогообложения, применяемых ставок и льгот, периода владения, а также сведений, которыми располагают налоговые органы, говорится в разъяснениях на сайте Федеральной налоговой службы.

ФНС начала массовую рассылку налоговых уведомлений в сентябре. Служба планирует направить их до 10 октября. В уведомления включаются транспортный и земельный налоги, налог на имущество физических лиц, а также в предусмотренных Налоговым кодексом случаях НДФЛ.

В частности, в уведомление может быть включен НДФЛ с процентного дохода по вкладам и остаткам на счетах, полученного в 2025 году. Налог начисляют не на сумму вклада, а на совокупный процентный доход сверх необлагаемого лимита в 210 тыс. рублей. Лимит определяется как 1 млн рублей, умноженный на максимальную ключевую ставку Банка России, действовавшую на первое число каждого месяца 2025 года. Максимальная ставка в прошлом году составляла 21%.

ФНС исчисляет НДФЛ с процентного дохода на основании сведений, представленных банками. При расчете не учитываются проценты по рублевым счетам и вкладам, если ставка по ним в течение всего года не превышала 1%, а также доходы по счетам эскроу. Для налоговых резидентов РФ применяется ставка 13% к процентному доходу в пределах 2,4 млн рублей за год и 15% — к сумме превышения. Для нерезидентов НДФЛ с процентов по вкладам и остаткам на счетах в российских банках составляет 15% независимо от суммы такого дохода.

На размер транспортного налога влияют мощность двигателя, региональная налоговая ставка, период владения автомобилем и льготы. Сумма может измениться при пересмотре региональной ставки или льготы, утрате права на льготу, а также после поступления в ФНС уточненных сведений о транспортном средстве. Для легковых автомобилей, включенных в перечень Минпромторга на 2025 год, применяется коэффициент 3: для машин средней стоимостью от 10 млн до 15 млн рублей включительно, если с года выпуска прошло не более 10 лет, и для машин средней стоимостью от 15 млн рублей, если с года выпуска прошло не более 20 лет.

Размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости участка, муниципальной ставки и льгот. Сумма начисления может измениться, в частности, при изменении кадастровой стоимости участка в связи с изменением его характеристик — площади, категории земель или вида разрешенного использования, а также после поступления в ФНС уточненных сведений Росреестра.

Налог на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости недвижимости, муниципальной ставки, вычетов, льгот и количества месяцев владения объектом в налоговом периоде. Сумма может измениться при пересмотре ставки, отмене или изменении льгот, уточнении сведений об объекте недвижимости, а также при изменении периода владения им. По общему правилу рост налога не может превышать 10% по сравнению с предыдущим годом. Ограничение не действует в отношении объектов, включенных в региональные перечни объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, а также отдельных связанных с ними объектов.

С 1 августа 2026 года налоговые уведомления направляются через личный кабинет на «Госуслугах» физлицам, зарегистрированным в ЕСИА, без необходимости предварительно оформлять согласие на получение документов, содержащих налоговую тайну. Исключение предусмотрено для тех, кто направил через ЕПГУ уведомление о прекращении получения документов от налоговых органов и затем не заявил о необходимости вновь получать их через портал. Уведомления также доступны в личном кабинете налогоплательщика ФНС.

Если уведомление невозможно передать через личный кабинет налогоплательщика ФНС или ЕПГУ, его направят заказным письмом по почте. Налогоплательщик или его законный либо уполномоченный представитель вправе независимо от способа доставки получить бумажное уведомление под расписку в любой налоговой инспекции или через МФЦ. Для этого необходимо подать заявление; документ должны выдать не позднее пяти дней со дня его получения налоговым органом.

Сведения о ставках и льготах по имущественным налогам доступны на сайте ФНС России. С помощью сервиса можно уточнить условия налогообложения в конкретном регионе и муниципалитете.