«Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» - стратегическое предприятие для региона и Кстовского района
- Алексей Николаевич, с какими результатами «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» закончил 2014-ый год?
Алексей Коваленко, генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»:
- Я считаю, что 2014-ый год положительный по результатам работы для «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». Мы переработали более 17 миллионов тонн нефти. Данный показатель позволяет нам занимать третью строчку среди нефтеперерабатывающих заводов страны и первую строчку среди российских НПЗ «Лукойла». Мы выпустили более 3-х миллионов тонн автомобильных бензинов по стандарту ЕВРО-5, почти 4-ре миллиона тонн дизтоплива также по стандарту ЕВРО-5, освоили новый вид упаковки продукции – затаривание дорожного битума в биг-бэги (справка «ВЗ») и сегодня отправляем их на рынок Турции. Видим востребованность битума на рынке средней Азии и надеемся, что нашими дорожниками данный вид продукции тоже будет востребован.
Справка «ВЗ»: Мягкий контейнер (биг-бэг, англ. big-bag, FIBC) — мешок большого размера и грузоподъемности, имеющий стропы петли. Применяется для хранения и транспортировки сухих сыпучих материалов, таких как цемент, песок, различные смеси, удобрения, гранулированный пластик и тому подобное. Мягкий контейнер, как правило, производится из полипропиленовой или капроновой (полиамидной) ткани. Такой вид упаковки как мягкий контейнер снижает затраты по погрузке и транспортировке сырья и защищает продукцию от влаги.
Мы продолжаем выпускать более 70 наименований нефтепродуктов – автомобильные бензины, дизтопливо, керосин, различные виды масел, нефтебитумы. Перешли на более обширный выпуск судового маловязкого топлива для дизельных двигателей, которое востребовано сегодня бункеровщиками (танкер или машина для заправки судов – прим. «ВЗ»). Таковы если кратко итоги нашей работы в 2014-ом году.
- Какова динамика по объёмам выпуска в сравнении с 2013-ым годом? Вы назвали цифру свыше 17 миллионов…
- При 17 миллионах тонн переработки динамика примерно остаётся прежней. Если смотреть немного вперёд, на 2015-ый год - у нас завершается монтаж, и мы переходим к пусконаладке объектов второго комплекса каталитического крекинга. После ввода его в эксплуатацию в 3-ем квартале этого года, у нас должно вырасти производство автомобильных бензинов и пропилена – сырья для нефтехимии. Если с пуском 1-ого комплекса каталитического крекинга в 2011 году прирост выпуска бензинов составил 1 миллион триста тысяч тонн в год, то с вводом 2-ого комплекса мы ожидаем прироста ещё на один миллион тонн в год. Мы считаем, что таким образом потребности внутри страны в автомобильных бензинах будут закрыты.
- Какую долю в выпускаемой продукции занимает экспорт и что идёт на экспорт из Кстово сегодня? И какая продукция идёт на внутренний рынок? Какова картина?
- Если брать усреднённые цифры за последние 5 лет – 50/50. 50% - экспорт, 50% - внутренний рынок. Начиная с 2010 года, мы не экспортируем бензин. И сейчас придерживаемся этого принципа. Бензин реализуется внутри страны. 50% дизтоплива идёт на экспорт, 50% остаётся, закрывая потребности наших автозаправочных станций, а также мелкооптовых потребителей, которые приобретают его у компании. Масла также 50/50. Нефтибитумы: 80% поставляется на внутренний рынок и только 20% - на экспорт. ТС1 – топливо для заправки авиалайнеров - полностью потребляется внутри страны. И наши сжиженные углеводородные газы, являющиеся сырьём для нефтехимии, также распределяются среди нефтехимических комплексов внутри России – это и наши заводы в Саратове и Будённовске, и другие потребители.
- Цены на нефть. Очень актуальная тема для всей страны. Со 100 долларов за баррель до 60 цена снизилась. Как на заводе это сказывается?
- Конечно, это сказалось на доходности и компании - про компанию у нас достаточно подробное интервью давал Вагит Юсуфович Алекперов, и не могло это не сказаться и на финансовом результате завода. Здесь на самом деле два фактора – «ножницы Кудрина» и налоговый манёвр. Не вдаваясь в подробности, более доступно – входящая цена нефти на завод возросла. В то же время уменьшились вывозные экспортные пошлины, а акцизы на товарную продукцию где-то увеличились, где-то уменьшились. Если всё это вместе проанализировать, включая и мировую цену на нефть, мы видим ухудшение финансового результата предприятия в 2015 году. Сегодня мы варьируем загрузку мощностей, стремимся найти баланс в текущих экономический условиях. При этом ориентир в 17 миллионов тонн переработки, при которой наши мощности работают более чем на 100%, для нас вторичен, главное – экономика предприятия, финансовый результат.
- Ещё один вопрос Алексей Николаевич. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» - один из крупнейших налогоплательщиков в области. В этом году, по вашим прогнозам, каковы будут объёмы налоговых отчислений предприятия?
- Я очень надеюсь, что снижения не будет. На это рассчитывает и глава области. Во все уровни бюджетов мы в прошлому году заплатили порядка 38 миллиардов, а в нижегородской губернии осталось только 3. Причина в том, что предприятие входит в группу консолидированных налогоплательщиков. Это направление государственной политики, а не желание частной компании «Лукойл». Но тем не менее определённое перераспределение наших подразделений внутри этой группы консолидированных налогоплательщиков, я думаю, позволит, невзирая даже на снижение экономической эффективности работы завода, сохранить уровень платежей как в областной бюджет, так и в бюджет города Кстово.
- Запуск 2-ого комплекса каталитического крекинга. Что это даст заводу, что это даст области?
- На самом деле мы сегодня реализуем 2 масштабных проекта. Мы заканчиваем строительство второго комплекса каталитического крекинга. Это позволит нарастить выпуск автомобильных бензинов на миллион тонн в год, увеличить производство сырья для нефтехимии (пропилена) на 200 тысяч тонн в год, улучшить ряд показателей нефтепереработки – отбор светлых нефтепродуктов (до уровня более 60%), глубину переработки (до 70%). Дополнительно будет создано около 200-от рабочих мест. Но здесь уточню: у нас сейчас идёт перераспределение внутри предприятия – часть мощностей выводится из эксплуатации, работники с них переходят на вновь вводимые объекты. Это позволяет, во-первых, не выгонять людей на улицу, а, во-вторых, поддерживать квалификацию персонала, когда люди с одного технологического объекта с опытом работы переходят на другой. Второй проект – комплекс гидрокрекинга тяжёлых остатков. Сегодня рассматриваются проектные решения. Фирма-лицензиар - испанская компания - должна подвести итог и озвучить стоимость реализации проекта. Но при нынешней ситуации наберусь смелости предположить, что в компании будет принято решение по дальнейшему проектированию либо в конце года, либо в начале 2016-ого. Для компании это очень интересный проект, но жизнь диктует несколько другие условия.
- Завод - градообразующее предприятие для Кстово. Как вы помогаете городу в развитии?
- Говорить, что «Нижегороднефтеоргсинтез» именно градообразующее предприятие для Кстово сегодня, наверно, несколько неправильно. Всё-таки в городской черте у нас находятся ещё ряд крупных предприятий – «Сибур Нефтехим», предприятия «Транснефти», станция Зелецино (ГЖД), Новогорьковская ТЭЦ (ТГК-6), которая обеспечивает и завод и город теплом, полгода назад был запущен «Русвинил». Кстово подтверждает реноме промышленного города – город самбистов и промышленности. Компания по мере возможности оказывает благотворительную, спонсорскую помощь городу. Мы не можем вкладывать деньги в ремонт дорог, но мы помогаем детским дошкольным учреждениям, строим спортивные площадки, открываем ресурсные центры. Являясь одновременно и директором крупного предприятия и мэром города, стараюсь найти определённый компромисс и рачительно использовать бюджет города на благо горожан.
Конечно, всех проблем в одночасье решить невозможно. Они не накапливаются, но имеют тенденцию сохраняться. Тем не менее, и я как руководитель города, и команда депутатов, и администрация делают всё возможное, чтобы быт наших горожан улучшался. Чтобы люди, приходя домой после работы, чувствовали себя уютно, комфортно, чтобы у них было удовлетворение от жизни в городе, желание гулять, посещать культурные мероприятия.
В прошлом году мы открыли физкультурно-оздоровительный комплекс, в этом году у нас появился аквапарк. Пока он единственный в Нижегородской области, но я верю, что он не последний. Тем не менее, для города это очень значимое событие. Насколько нам удаётся грамотно управлять городским хозяйством? Горожане сами должны поставить оценку, как мы справляемся с возложенными на нас задачами.
Алексей Коваленко, генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»:
- Я считаю, что 2014-ый год положительный по результатам работы для «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». Мы переработали более 17 миллионов тонн нефти. Данный показатель позволяет нам занимать третью строчку среди нефтеперерабатывающих заводов страны и первую строчку среди российских НПЗ «Лукойла». Мы выпустили более 3-х миллионов тонн автомобильных бензинов по стандарту ЕВРО-5, почти 4-ре миллиона тонн дизтоплива также по стандарту ЕВРО-5, освоили новый вид упаковки продукции – затаривание дорожного битума в биг-бэги (справка «ВЗ») и сегодня отправляем их на рынок Турции. Видим востребованность битума на рынке средней Азии и надеемся, что нашими дорожниками данный вид продукции тоже будет востребован.
Справка «ВЗ»: Мягкий контейнер (биг-бэг, англ. big-bag, FIBC) — мешок большого размера и грузоподъемности, имеющий стропы петли. Применяется для хранения и транспортировки сухих сыпучих материалов, таких как цемент, песок, различные смеси, удобрения, гранулированный пластик и тому подобное. Мягкий контейнер, как правило, производится из полипропиленовой или капроновой (полиамидной) ткани. Такой вид упаковки как мягкий контейнер снижает затраты по погрузке и транспортировке сырья и защищает продукцию от влаги.
Мы продолжаем выпускать более 70 наименований нефтепродуктов – автомобильные бензины, дизтопливо, керосин, различные виды масел, нефтебитумы. Перешли на более обширный выпуск судового маловязкого топлива для дизельных двигателей, которое востребовано сегодня бункеровщиками (танкер или машина для заправки судов – прим. «ВЗ»). Таковы если кратко итоги нашей работы в 2014-ом году.
- Какова динамика по объёмам выпуска в сравнении с 2013-ым годом? Вы назвали цифру свыше 17 миллионов…
- При 17 миллионах тонн переработки динамика примерно остаётся прежней. Если смотреть немного вперёд, на 2015-ый год - у нас завершается монтаж, и мы переходим к пусконаладке объектов второго комплекса каталитического крекинга. После ввода его в эксплуатацию в 3-ем квартале этого года, у нас должно вырасти производство автомобильных бензинов и пропилена – сырья для нефтехимии. Если с пуском 1-ого комплекса каталитического крекинга в 2011 году прирост выпуска бензинов составил 1 миллион триста тысяч тонн в год, то с вводом 2-ого комплекса мы ожидаем прироста ещё на один миллион тонн в год. Мы считаем, что таким образом потребности внутри страны в автомобильных бензинах будут закрыты.
- Какую долю в выпускаемой продукции занимает экспорт и что идёт на экспорт из Кстово сегодня? И какая продукция идёт на внутренний рынок? Какова картина?
- Если брать усреднённые цифры за последние 5 лет – 50/50. 50% - экспорт, 50% - внутренний рынок. Начиная с 2010 года, мы не экспортируем бензин. И сейчас придерживаемся этого принципа. Бензин реализуется внутри страны. 50% дизтоплива идёт на экспорт, 50% остаётся, закрывая потребности наших автозаправочных станций, а также мелкооптовых потребителей, которые приобретают его у компании. Масла также 50/50. Нефтибитумы: 80% поставляется на внутренний рынок и только 20% - на экспорт. ТС1 – топливо для заправки авиалайнеров - полностью потребляется внутри страны. И наши сжиженные углеводородные газы, являющиеся сырьём для нефтехимии, также распределяются среди нефтехимических комплексов внутри России – это и наши заводы в Саратове и Будённовске, и другие потребители.
- Цены на нефть. Очень актуальная тема для всей страны. Со 100 долларов за баррель до 60 цена снизилась. Как на заводе это сказывается?
- Конечно, это сказалось на доходности и компании - про компанию у нас достаточно подробное интервью давал Вагит Юсуфович Алекперов, и не могло это не сказаться и на финансовом результате завода. Здесь на самом деле два фактора – «ножницы Кудрина» и налоговый манёвр. Не вдаваясь в подробности, более доступно – входящая цена нефти на завод возросла. В то же время уменьшились вывозные экспортные пошлины, а акцизы на товарную продукцию где-то увеличились, где-то уменьшились. Если всё это вместе проанализировать, включая и мировую цену на нефть, мы видим ухудшение финансового результата предприятия в 2015 году. Сегодня мы варьируем загрузку мощностей, стремимся найти баланс в текущих экономический условиях. При этом ориентир в 17 миллионов тонн переработки, при которой наши мощности работают более чем на 100%, для нас вторичен, главное – экономика предприятия, финансовый результат.
- Ещё один вопрос Алексей Николаевич. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» - один из крупнейших налогоплательщиков в области. В этом году, по вашим прогнозам, каковы будут объёмы налоговых отчислений предприятия?
- Я очень надеюсь, что снижения не будет. На это рассчитывает и глава области. Во все уровни бюджетов мы в прошлому году заплатили порядка 38 миллиардов, а в нижегородской губернии осталось только 3. Причина в том, что предприятие входит в группу консолидированных налогоплательщиков. Это направление государственной политики, а не желание частной компании «Лукойл». Но тем не менее определённое перераспределение наших подразделений внутри этой группы консолидированных налогоплательщиков, я думаю, позволит, невзирая даже на снижение экономической эффективности работы завода, сохранить уровень платежей как в областной бюджет, так и в бюджет города Кстово.
- Запуск 2-ого комплекса каталитического крекинга. Что это даст заводу, что это даст области?
- На самом деле мы сегодня реализуем 2 масштабных проекта. Мы заканчиваем строительство второго комплекса каталитического крекинга. Это позволит нарастить выпуск автомобильных бензинов на миллион тонн в год, увеличить производство сырья для нефтехимии (пропилена) на 200 тысяч тонн в год, улучшить ряд показателей нефтепереработки – отбор светлых нефтепродуктов (до уровня более 60%), глубину переработки (до 70%). Дополнительно будет создано около 200-от рабочих мест. Но здесь уточню: у нас сейчас идёт перераспределение внутри предприятия – часть мощностей выводится из эксплуатации, работники с них переходят на вновь вводимые объекты. Это позволяет, во-первых, не выгонять людей на улицу, а, во-вторых, поддерживать квалификацию персонала, когда люди с одного технологического объекта с опытом работы переходят на другой. Второй проект – комплекс гидрокрекинга тяжёлых остатков. Сегодня рассматриваются проектные решения. Фирма-лицензиар - испанская компания - должна подвести итог и озвучить стоимость реализации проекта. Но при нынешней ситуации наберусь смелости предположить, что в компании будет принято решение по дальнейшему проектированию либо в конце года, либо в начале 2016-ого. Для компании это очень интересный проект, но жизнь диктует несколько другие условия.
- Завод - градообразующее предприятие для Кстово. Как вы помогаете городу в развитии?
- Говорить, что «Нижегороднефтеоргсинтез» именно градообразующее предприятие для Кстово сегодня, наверно, несколько неправильно. Всё-таки в городской черте у нас находятся ещё ряд крупных предприятий – «Сибур Нефтехим», предприятия «Транснефти», станция Зелецино (ГЖД), Новогорьковская ТЭЦ (ТГК-6), которая обеспечивает и завод и город теплом, полгода назад был запущен «Русвинил». Кстово подтверждает реноме промышленного города – город самбистов и промышленности. Компания по мере возможности оказывает благотворительную, спонсорскую помощь городу. Мы не можем вкладывать деньги в ремонт дорог, но мы помогаем детским дошкольным учреждениям, строим спортивные площадки, открываем ресурсные центры. Являясь одновременно и директором крупного предприятия и мэром города, стараюсь найти определённый компромисс и рачительно использовать бюджет города на благо горожан.
Конечно, всех проблем в одночасье решить невозможно. Они не накапливаются, но имеют тенденцию сохраняться. Тем не менее, и я как руководитель города, и команда депутатов, и администрация делают всё возможное, чтобы быт наших горожан улучшался. Чтобы люди, приходя домой после работы, чувствовали себя уютно, комфортно, чтобы у них было удовлетворение от жизни в городе, желание гулять, посещать культурные мероприятия.
В прошлом году мы открыли физкультурно-оздоровительный комплекс, в этом году у нас появился аквапарк. Пока он единственный в Нижегородской области, но я верю, что он не последний. Тем не менее, для города это очень значимое событие. Насколько нам удаётся грамотно управлять городским хозяйством? Горожане сами должны поставить оценку, как мы справляемся с возложенными на нас задачами.