К 35-летию полета «Бурана»: как «Гидромаш» поставил «на ноги» легендарный космический корабль
15 / 11 / 2023 в 08:01

Ровно 35 лет назад, 15 ноября 1988 года, свой первый и единственный полёт совершил советский орбитальный космический корабль «Буран». Работникам горьковского «Гидромаша» в числе 10 миллионов советских граждан (в «Буране» не было импортных компонентов - ред.), задействованных в проекте, посчастливилось участвовать в создании легендарного «челнока».
Работа началась задолго до подписания Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР о создании многоразовой космической системы. В конце 1960-х совместно с ОКБ Микояна «Гидромаш» приступил к разработке шасси для экспериментальной машины «Эпос», предназначенной для отработки спуска с орбиты и посадки будущего космического самолета. Шасси имели нетрадиционную конструкцию: четыре стойки были оборудованы лыжами. Перед полетом они закидывались аппарату на спину в ниши. В начале посадки земли касалась задняя пара лыж, затем самолет переваливался на переднюю пару. Этот опыт позволил горьковчанам активно включиться в создание многоразовой космической системы.
Для «Бурана» специалисты «Гидромаша» спроектировали и изготовили одну переднюю и две основные опоры шасси, а также гидробаки, гидрошарниры, гидроцилиндры для системы спасения экипажа. Были найдены уникальные конструкторские решения, разработаны новые способы сочленения деталей, впервые опробованы различные материалы, в том числе титан, который позднее нашел широкое применение в мировом авиастроении. На предприятии были изготовлены и испытаны восемь комплектов шасси, предназначенных как для орбитальных полетов, так и полетов «по-самолетному», а также для транспортировки корабля на речном судне.
«Шасси для «Бурана» - это вершина достижений «Гидромаша», - рассказывал руководитель завода Владимир Ильич Лузянин.
Работа над изделием 11Ф35 («Буран») длилась двенадцать лет и завершилась триумфом. В научно-популярных изданиях точность приземления «Бурана» - результат труда коллектива «Гидромаша» - отдельный предмет для повествования. «Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы у корабля вышли шасси, «Буран» был готов к приземлению. У земли порывы ветра доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и вступил в борьбу с боковым ветром, «сознательно» сделав отворот от посадочного курса на 15-20 градусов. «Буран» сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала коснулся левой, поправил нос, через 30 метров опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси - три метра. «Буран» и на пробеге «искал» осевую линию. К моменту остановки он был правее центра взлетно-посадочной полосы менее чем на 50 сантиметров», - рассказывается в книге «Взлеты и посадки “Бурана”», вышедшей в 1994 году.
Свидетель тех событий академик Юрий Семенов вспоминает: «Посадка совпала с сильным ураганом, идущим со стороны Аральского моря. Видим: заходящий на посадку «Буран» вдруг сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль вышел на посадочную полосу и приземлился. Это была высочайшая точность»…
«Буран» - советский орбитальный космический корабль многоразового применения. Был рассчитан на 100 космических пусков. Первый и единственный полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Ряд технических решений, полученных при создании «челнока», был использован в мировой ракетно-космической технике.
НАО «Гидромаш» - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.
Фото: сайт госкорпорации «Роскомос»
Работа началась задолго до подписания Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР о создании многоразовой космической системы. В конце 1960-х совместно с ОКБ Микояна «Гидромаш» приступил к разработке шасси для экспериментальной машины «Эпос», предназначенной для отработки спуска с орбиты и посадки будущего космического самолета. Шасси имели нетрадиционную конструкцию: четыре стойки были оборудованы лыжами. Перед полетом они закидывались аппарату на спину в ниши. В начале посадки земли касалась задняя пара лыж, затем самолет переваливался на переднюю пару. Этот опыт позволил горьковчанам активно включиться в создание многоразовой космической системы.
Для «Бурана» специалисты «Гидромаша» спроектировали и изготовили одну переднюю и две основные опоры шасси, а также гидробаки, гидрошарниры, гидроцилиндры для системы спасения экипажа. Были найдены уникальные конструкторские решения, разработаны новые способы сочленения деталей, впервые опробованы различные материалы, в том числе титан, который позднее нашел широкое применение в мировом авиастроении. На предприятии были изготовлены и испытаны восемь комплектов шасси, предназначенных как для орбитальных полетов, так и полетов «по-самолетному», а также для транспортировки корабля на речном судне.
«Шасси для «Бурана» - это вершина достижений «Гидромаша», - рассказывал руководитель завода Владимир Ильич Лузянин.
Работа над изделием 11Ф35 («Буран») длилась двенадцать лет и завершилась триумфом. В научно-популярных изданиях точность приземления «Бурана» - результат труда коллектива «Гидромаша» - отдельный предмет для повествования. «Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы у корабля вышли шасси, «Буран» был готов к приземлению. У земли порывы ветра доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и вступил в борьбу с боковым ветром, «сознательно» сделав отворот от посадочного курса на 15-20 градусов. «Буран» сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала коснулся левой, поправил нос, через 30 метров опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси - три метра. «Буран» и на пробеге «искал» осевую линию. К моменту остановки он был правее центра взлетно-посадочной полосы менее чем на 50 сантиметров», - рассказывается в книге «Взлеты и посадки “Бурана”», вышедшей в 1994 году.
Свидетель тех событий академик Юрий Семенов вспоминает: «Посадка совпала с сильным ураганом, идущим со стороны Аральского моря. Видим: заходящий на посадку «Буран» вдруг сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль вышел на посадочную полосу и приземлился. Это была высочайшая точность»…
«Буран» - советский орбитальный космический корабль многоразового применения. Был рассчитан на 100 космических пусков. Первый и единственный полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Ряд технических решений, полученных при создании «челнока», был использован в мировой ракетно-космической технике.
НАО «Гидромаш» - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.
Фото: сайт госкорпорации «Роскомос»
(4509|)
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Подписывайтесь на канал "Бизнес News. Время зарабатывать"
Разработка «Русполимета» и НГТУ отмечена серебряной медалью «Металл-Экспо 2023»
17 / 11 / 2023 в 09:55
Специалисты завода и университета создали импортозамещающую смесь, используемую при литье слитков→Франшиза, как приглашение в бизнес: подробности – в Нижнем Новгороде
01 / 02 / 2023 в 17:26
При всем многообразии возможностей открыть свое дело, по факту есть лишь два реальных пути к возможн...→В Нижнем Новгороде презентовали электробус «МиНиН»
22 / 11 / 2023 в 14:22
«Нижэкотранс» выпустит около половины из общего заказа электробусов для Нижнего в рамках программы м...→Независимые гарантии для бизнеса: Ирина Улина – о том, как Владбизнесбанк помогает компаниям участвовать в госзакупках и заключать выгодные контракты
07 / 06 / 2023 в 10:55
Независимые гарантии позволяют бизнесу участвовать в госзакупках и выполнять госзаказы→