29 03 2024,
Курсы валютКурсы
92.26
USD
99.71
EUR

Российское сельское хозяйство в условиях ВТО. Готовы ли мы к интеграции?

01 / 05 / 2012 в 00:00

Российское сельское хозяйство в условиях ВТО. Готовы ли мы к интеграции?
У нас до сих пор не определенны цели аграрной политики - настоящей цели аграрной политики, которые отражают наш аграрный потенциал, наши возможности, наши потребности. У нас не сформирована в результате этого аграрная политика и не сформированы её разделы – в том числе технологическая аграрная политика. У нас устаревшие технологии, неразвитая инфраструктура рынка. У нас нет технологической и информационной политики и нет стратегии по ценам. Если уж сказать совсем прямо - то российский сельхозпроизводитель не имеет доступа на российский рынок – это главная проблема. 

Цены, которые получают российские сельхозпроизводители за своё зерно – значительно отличаются от тех цен, которые получают за своё зерно фермеры Австралии, Канады, Аргентины. Мы за восемнадцать абсолютно не подготовили сельское хозяйство к новым условиям. Я даже не хочу привязываться к ВТО – нам вообще вот так вот жить в сельском хозяйстве, как мы сейчас живём нельзя. У нас такой огромный аграрный, Богом данный потенциал, который мы не используем ни для своего блага, ни для поддержки голодающих в мире. Нужно что-то менять.  

Когда сидишь на совещаниях в Минсельхозе и когда министры уговаривают региональных сельхозпроизводителей закупать минеральные удобрения и бичуют их за то, что не покупают – эти времена должны закончиться. У нас должно измениться управление и сверху и менеджмент на всех уровнях, начиная с сельхозпроизводства с самого фермера. России со времён Столыпина не удалось осуществить главный принцип столыпинской реформы – создать собственника на земле, хозяина на земле. Вот там, где появляются фермеры, где появляется своё – мы как-то уже чувствуем отношение. Где непонятные структуры – холдинги, агрохолдинги – непонятно кто там хозяин, непонятно, кем они созданы, – там совершенно другая экономика и мы знаем, что именно эти структуры в большей степени разваливаются и развалились в период кризиса. Они неустойчивые, но при этом эти структуры больше всего потребляют денежных ресурсов из российского бюджета и российских государственных, льготных и кредитных систем. Поэтому менять ситуацию в том или ином случае нужно. Жить по старому нельзя и нужно подходить с позиций экономической и экологической эффективности нашей аграрной политики. Её надо выстраивать на этих позициях. 

Эту работу необходимо начать со стратегии по развитию рынка – его инфраструктуры, чтобы убрать теневой рынок. О нём сейчас мало говорят, но он огромен. Вот посмотрит пример – эмбарго на экспорт зерна в 2010 году. Только в Южном Федеральном Округе фермеры утаили около 2 миллионов тонн зерна. В результате пошла неправильная статистика. Информация из регионов поступила в министерство, министерство на стол премьер-министру положило эту информацию – и в итоге непопулярные меры, эмбарго, которое ударило по тем же сельхозпроизводителям. Мы обманываем друг друга – это надо прекратить, надо чтобы бюджет был кристальный, честный, понятный и чтобы этот бюджет у сельхозпроизводителей был доступен министру, премьеру, и чтоб, он мог смотреть – тот же министр и премьер - как его меры действуют на этот бюджет.  

Задача - сформировать стратегию по ценам на сельхозпродукцию. Нас часто пугает руководство страны – ой сейчас цены на хлеб поднимутся, цены на пшеницу поднялись – значит цены на продукты питания поднимутся, но никто не пропагандирует, что в цене хлеба всего 12% пшеницы, а остальное – всё остальное и если на 2% поднимется цена пшеницы в цене хлеба, то это не убийственно и никак не повлечёт голод, но обеспечит сельхозпроизводителя. А что такое доходность сельхозпроизводителя? Это значит, он покупает новые машины, внедряет новые технологии, он покупает минудобрения и средства защиты растений, что необходимо для этих технологий. Он покупает грузовики и другое оборудование – это вообще локомотив национальной экономики. Одно рабочее место в сельском хозяйстве создаёт от 16 и выше рабочих мест в национальной экономике. Нам надо развивать сельское хозяйство. Большая ошибка, что сельское хозяйство не названо стратегической отраслью и не определенно приоритетом развития национальной экономики. Оно таким является. Ведь если даже посмотреть по технологиям, которые сейчас доступны - это же уникальнейшие технологии – это высокие технологии, просто у нас в России их нет. У нас привыкли, что российское сельское хозяйство – это дыра, сделали из неё дыру. На самом деле это уникальнейшее производство, на которое просто студента просто так не посадишь. Потому что он плохо подготовлен в аграрных ВУЗах.  

Аграрная политика должна менять и образовательные стандарты, уровень образования, вводить вот эти новые дисциплины. Кроме агронома, зоотехника и инженера должны быть ещё и смежные специальности. Потому что, кто такой фермер? Он знает и агрономию и инженерию - он комплексный специалист, а у нас таких комплексных специальностей нет.  Нам нужны такие комплексные специальности. Механизаторы, кто такие механизаторы – просто рабочие. Дай бог, что они какие-то курсы прошли – колледжи, а обычно пролечат от алкоголизма, сажают на современный трактор. А если на него поставить автопилот? А если ему дать сеялку - суперсовременную, как наша ДМСИ? Это уже космический агрегат. И здесь нужны знания по управлению электроникой, по отсмотру за качеством работы техники и вот эта огромная беда России. Механизаторы, они должны быть, по нашим стандартам, инженерами-агрономами. И когда у нас государство эту задачу поймёт и начнёт готовить бизнесу грамотных механизаторов – у нас урожайность с поля собранная будет гораздо выше и не только собранная, но и произведённая - полученная урожайность будет выше. 

Аграрно-технологическая политика. Она опять-таки не сформирована. Как развивается мир? В мире уже 125 млн. га прямого посева. 125 млн. на разных континентах. Это значит почва вообще никак не обрабатывается – вот убрали зерно, пшеницу, ячмень – обработали поле – идёт комбайн – никакой вспашки, никакой культивации – 125 млн. га. Что это даёт? Это даёт, во-первых сокращение инвестиционных затрат на технику, убирает плуг. Во-вторых, плуг, по выражению одного известного учёного, сделал столько вреда, сколько даже танки не сделали – военное оружие не сделало, сколько плуг, потому что он переворачивает пласт, разрушает всю органику, всю биоту почвы и улетучиваются углерод. А углерод – катализатор биологических, химических процессов в почве. Соединяясь с кислородом образуется СО2 – эффект глобального потепления усиливается. А углерод почве нужен для выработки гумуса, для сохранения плодородия почвы. И плюс ещё влага. Вы пройдите по полю, где была вспашка и где не было вспашки, если отсутствуют дожди допустим. Вы увидите, что где вспашка – там влаги нет уже на достаточной глубине, а где прямой посев – там влага сохраняется. А влага – это очень важный фактор получения урожайности и с каждым годом он становится всё выше и выше.  Что очень важно в засуху. 

Из-за длительного недофинансирования в России наука оказалось оторванной от производства. А, например, в Австралии наука живёт вместе с сельхозпроизводителями. У них фермеры платят налоги, создана корпорация, которая собирает деньги от фермеров и государство добавляет свои деньги. И вот они сами определяют направления и финансируют те проблемные темы, которые возникают на их полях и на их фермах. У нас же наука сама определяет себе темы НИОКР. Или темы НИОКР определяет Минсельхоз, который тоже далёк от сельхозпроизводителя. Понимаете, вот этого взаимодействия нет. Поэтому наука у нас сейчас непопулярна в той форме, в которой она существует и на тех принципах, на которых она работает. Нужно, чтобы создавались региональные агрокластеры, которые бы объединяли науку и сельхозпроизводителя и получали гранты на свое финансирование. 

Последний тезис – это развитие диалога. Во-первых, надо сельхозпроизводителям понять, что без развития диалога с властью они не смогут отстоять своих позиций, а для того, чтобы развивать диалог – им надо скооперироваться. У нас очень много сейчас ассоциаций, но реальных ассоциаций сельхозпроизводителей нет. Обычно это олигархи создают вокруг себя и они лоббируют свои интересы, поэтому у нас олигархическая политика в России. Давайте объединяться и отстаивать свои интересы на разных уровнях государства. Нужно понимать, что маленькая группа олигархов не устоит перед огромной массой сельхозпроизводителей. 

Сейчас нам нужно задумываться о жизни в новых условиях, менять эти условия. Нужна действительно новая аграрная политика. От того, как мы сейчас сформируем свою политику, насколько мы будем ответственны за будущее поколение, зависит судьба наших детей.

(3734|)

Реклама в интернете в 2024 году: тренды, каналы, инструменты

Конференция маркетолога в Нижнем Новгороде

13 / 03 / 2024 в 12:52

О чем говорили на конференции маркетологов в Нижнем Новгороде

Перейти к странице видео >

На «Окской судоверфи» заложен первый в России сухогруз проекта RSC80

На «Окской судоверфи» заложен первый в России сухогруз проекта RSC80

15 / 03 / 2024 в 18:59

АО «Окская судоверфь» (город Навашино, Нижегородская область) заложило четыре судна проекта ...

Перейти к странице >

Новости СМИ2