40 лет со дня первого полета: как нижегородский «Гидромаш» поставил на ноги Ан-124 «Руслан»
Ровно 40 лет назад, 24 декабря 1982 года, тяжёлый транспортный самолёт Ан-124 «Руслан» впервые поднялся в небо и оставил далеко позади своего американского коллегу - Локхид C-5 «Галакси».
Ан-124 «Руслан» - рекордсмен по числу предприятий, которые участвовали в его производстве, их более 500. Это единственный в мире самолет, способный перевозить моногрузы весом 150 тонн и длиной до 36 метров. Интересный факт: именно Ан-124 «Руслан» арендовал Майкл Джексон для перевозки по миру технического оборудования для своих шоу.
На ноги «Руслан» поставили на нижегородском «Гидромаше». О начале этой работы глава предприятия Владимир Ильич Лузянин вспоминал так: «Однажды мне позвонил министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев и рассказал о трудностях, которые возникли у киевлян с шасси для «Руслана». Я был в курсе и понимал, какая серьезная работа предстоит. Дементьев будто бы почувствовал мои сомнения и завершил разговор словами: «Надо помочь товарищам. Это не приказ, Владимир Ильич, это просьба. Тебя министр просит».
В течение полугода специалисты «Гидромаша» сконструировали и изготовили двенадцатистоечное шасси с 24 колесами, использование титана в конструкции позволило достичь хороших весовых показателей. При этом самолет мог использоваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах, поворотные стойки первого и заднего пятого ряда обеспечивали возможность разворота на стандартной полосе. Кроме того, конструктивные особенности шасси позволяли машине изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что значительно облегчало проведение погрузочно-разгрузочных работ.


После удачного полета «Руслана». В центре - генеральный конструктор ОКБ Антонова, главный конструктор Ан-124 П.В. Балабуев. Справа - В.И. Лузянин 24.12.1982 г.
Самолет серийно производился в Ульяновске и Киеве. Всего было выпущено 55 самолетов, последний сошел с конвейера ульяновского «Авиастара» в 1995 году.
В 2005 году авиастроители обратились с открытым письмом к министру промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко с просьбой возобновить серийное производство «Руслана». Среди сторонников этого шага был и Владимир Ильич Лузянин. По его инициативе в газете «Известия» была размещена публикация «Авиастроители хотят вернуть «Руслан», в которой, в частности, говорилось: «Ан-124 «Руслан» - это авиационный продукт, которому в мире нет и не будет конкурентов еще 10-15 лет».
Сегодняшняя дата несмотря ни на что останется предметом гордости для всех, кто участвовал в создании «Руслана», в том числе и для гидромашевцев.
«Гидромаш» им. В.И. Лузянина (Нижний Новгород) - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов.
По материалам пресс-службы НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
Фото: авиакомпания «Волга-Днепр» / НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
Ан-124 «Руслан» - рекордсмен по числу предприятий, которые участвовали в его производстве, их более 500. Это единственный в мире самолет, способный перевозить моногрузы весом 150 тонн и длиной до 36 метров. Интересный факт: именно Ан-124 «Руслан» арендовал Майкл Джексон для перевозки по миру технического оборудования для своих шоу.
На ноги «Руслан» поставили на нижегородском «Гидромаше». О начале этой работы глава предприятия Владимир Ильич Лузянин вспоминал так: «Однажды мне позвонил министр авиационной промышленности Петр Васильевич Дементьев и рассказал о трудностях, которые возникли у киевлян с шасси для «Руслана». Я был в курсе и понимал, какая серьезная работа предстоит. Дементьев будто бы почувствовал мои сомнения и завершил разговор словами: «Надо помочь товарищам. Это не приказ, Владимир Ильич, это просьба. Тебя министр просит».
В течение полугода специалисты «Гидромаша» сконструировали и изготовили двенадцатистоечное шасси с 24 колесами, использование титана в конструкции позволило достичь хороших весовых показателей. При этом самолет мог использоваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах, поворотные стойки первого и заднего пятого ряда обеспечивали возможность разворота на стандартной полосе. Кроме того, конструктивные особенности шасси позволяли машине изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что значительно облегчало проведение погрузочно-разгрузочных работ.


После удачного полета «Руслана». В центре - генеральный конструктор ОКБ Антонова, главный конструктор Ан-124 П.В. Балабуев. Справа - В.И. Лузянин 24.12.1982 г.
Самолет серийно производился в Ульяновске и Киеве. Всего было выпущено 55 самолетов, последний сошел с конвейера ульяновского «Авиастара» в 1995 году.
В 2005 году авиастроители обратились с открытым письмом к министру промышленности и энергетики РФ В.Б. Христенко с просьбой возобновить серийное производство «Руслана». Среди сторонников этого шага был и Владимир Ильич Лузянин. По его инициативе в газете «Известия» была размещена публикация «Авиастроители хотят вернуть «Руслан», в которой, в частности, говорилось: «Ан-124 «Руслан» - это авиационный продукт, которому в мире нет и не будет конкурентов еще 10-15 лет».
Сегодняшняя дата несмотря ни на что останется предметом гордости для всех, кто участвовал в создании «Руслана», в том числе и для гидромашевцев.
«Гидромаш» им. В.И. Лузянина (Нижний Новгород) - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов.
По материалам пресс-службы НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
Фото: авиакомпания «Волга-Днепр» / НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина