Курс валют
$ 96.09
104.4
Нижний Новгород
Реклама
Реклама ПАО «НБД-Банк», генеральная лицензия №1966. ИНН 5200000222. ERID: 2SDnjcXKKgRРеклама ПАО «НБД-Банк», генеральная лицензия №1966. ИНН 5200000222. ERID: 2SDnjcXKKgR
Завод «Гудок Октября» в Канавине
Завод «Гудок Октября» в Канавине - одна из трех площадок, где в 1941 году было размещено эвакуированное из Москвы производство шасси / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина

В 2025 году НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина в Нижнем Новгороде исполняется 220 лет. Это одно из старейших предприятий России. В юбилейном цикле - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в наши дни.

Московский период в родословной «Гидромаша» занимает почти полтора века – с 1805-го по 1941 год.

Как мы рассказывали, основанная в 1805 году Петром Ильиным каретная мастерская к началу 20 века представляла собой уже экипажно-автомобильную фабрику – одного из первых в Российской империи производителей автомобилей. После революции завод Ильина (в 1920 году переименован в 4-й Государственный автомобильный завод, в 1922 году – в 4-й Государственный автомобильный завод «Спартак») осваивает выпуск автоплугов «Фаулер», а в 1927 году - первых советских малолитражек «НАМИ-1».

В 1933 году «Спартак» передан в ведение Главиапрома – теперь это завод №119 Глававиапрома. Сначала предприятию поручили изготовление авиастартеров и реверсивных муфт для авиамоторов, предназначенных для установки на торпедных катерах. А в 1935 году - производство шасси для авиации, чем «Гидромаш» известен и по сей день. В довоенные годы на заводе №119 наладили выпуск шасси для истребителя И-16, дальнего бомбардировщика ДБ-3, пассажирского самолета ПС-84 (впоследствии Ли-2).

Эвакуация в Горький

Известие о начале Великой Отечественной войны завод № 119 встретил на своей исторической родине - в Москве. С начала 1941 года предприятие выпускало шасси для пикирующих бомбардировщиков и истребителей.

В октябре 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о срочной эвакуации завода № 119 в Горький, где располагался главный потребитель его изделий – авиазавод №21. Для перевозки оборудования, материалов и работников было выделено 400 железнодорожных вагонов. 23 октября был отправлен первый эшелон из 45 вагонов. А 25 ноября в Горький прибыл последний эшелон с эвакуированными работниками завода.

Evakuazia_eshelon-1.jpg

Эшелоны с оборудованием / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина

Монтаж оборудования и запуск производства на новом месте был завершен за 18 дней, а с момента остановки завода в столице до его пуска в Горьком прошли всего 41 сутки. Работами руководил начальник одного из цехов Горьковского авиационного завода Алексей Александрович Волков (будущий директор завода № 119).   

Volkov_AA_1935.jpg

Запуском производства на новом месте руководил Алексей Волков / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина

В Горьком производство разместили на трех площадках. Городской комитет обороны передал эвакуированному предприятию территорию завода «Гудок Октября» в Канавине. Часть цехов были размещены в помещениях филиала №2 авиазавода (в Канавине) и на площадях авиационного техникума имени Баранова на площади 1 Мая (ныне пл. М. Горького).

В период с 1941 по 1945 годы завод №119 обеспечивал взлетно-посадочными устройствами самолеты Пе-2, ЛаГГ-3, Як-6, Як-9, Ла-5, Ла-7. Шасси предприятия стояли на каждом шестом самолете, сделанном в эти годы в СССР. За время войны 578 заводчан встали на защиту Родины.

НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Предприятие участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах. В честь 220-летия завода «Бизнес News» запустил цикл исторических очерков, рассказывающих об основных вехах становления предприятия.