Курс валют
$ 78.59
92.81
Нижний Новгород
Александр Лузянин
Фото: пресс-служба НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
В уходящем году НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина – ведущее российское предприятие по разработке и производству шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов отметило уникальную дату: 220 лет со дня основания. Если задаться целью и поискать аналоги, то они, безусловно, найдутся, но потрудиться придется. О том, каким стал для «Гидромаша» юбилейный год, о перспективах и планах на будущее - в беседе с генеральным директором предприятия Александром Лузяниным.

- Александр Владимирович, давайте вкратце напомним нашим читателям историю «Гидромаша».

- Мы ведем свой исторический отсчет с 1805 года с каретной мастерской, которая была открыта в Москве купцом третьей гильдии Петром Ильиным. Позднее она выросла до масштабов фабрики и начала сборку и ремонт автомобилей, а в годы Первой мировой войны стала выполнять заказы для отечественной авиации. В середине 1920-х предприятие освоило производство первых советских малолитражек «НАМИ-1».

Поворотным в истории завода стал 1933 год, когда по решению Наркомата авиационной промышленности завод был передан в распоряжение советского Глававиапрома, и ему было поручено производство авиационных шасси. Осенью 1941 года предприятие было эвакуировано в Горький, где расположилось на нескольких площадках. А уже в середине войны производство начало собираться в одно целое на Ворошиловском шоссе, нынешнем проспекте Гагарина.

Многие нижегородские предприятия из числа эвакуированных ведут свою историю именно с военных времен. Но мой отец, Герой Социалистического Труда Владимир Ильич Лузянин, возглавлявший «Гидромаш» более полувека, шел в этом вопросе, что называется, от истоков. Поэтому уже более пятидесяти лет у нас на предприятии существует музей трудовой славы, где собраны очень интересные экспонаты. Двадцать лет назад, к 200-летию завода, музей обновился. Этому предшествовала большая архивная работа, которая была проведена и в Москве, и в Нижнем. Мы смогли собрать воедино все документы, все исторические эпизоды, в итоге свет увидела монография «От кареты до ракеты», где подробно рассказывается о преобразовании экипажной мастерской в ведущее отечественное предприятие по разработке и производству авиационных шасси. В 2020 году книга была переиздана с дополнениями. Она есть в библиотеках, поэтому все, кто заинтересовался, могут познакомиться c ней.

- За столько лет работы предприятие и коллектив отмечались множеством наград. Какие из них по-вашему наиболее значимы?

- Не буду нарушать традицию и тоже пойду от истоков. Во-первых, это звание поставщика Двора Его императорского Высочества, которое фабрика Петра Ильина заслужила к концу 19 века. В советский период, безусловно, орден Трудового Красного Знамени за создание образцов новой авиационной техники, а в новое время Благодарность президента РФ Владимира Путина коллективу «Гидромаша» за большой вклад в отечественное авиастроение.

- Поговорим о юбилейных мероприятиях. Как и где они проходили?

- Впервые за долгие годы мы организовали и провели цикл юбилейных мероприятий под названием «“Гидромаш” – опора великих свершений”, причем обращены они были к разным целевым аудиториям.

В первую очередь это, конечно, наши сотрудники. В мае они вышли командой на дистанцию благотворительного полумарафона «Беги, герой», официальным партнером которого выступил «Гидромаш», а в июне смогли посетить вместе с семьями молодежный праздник в Александровском саду.

Не менее важной целевой группой стали для нас и студенты профильных учебных заведений. Это технический университет, авиационный и радиотехнический колледжи. Специально для них был подготовлен техно-детективный квест «Протокол Г-220», в ходе которого участники познакомились с историей нашего предприятия. На празднике в Александровском саду мы наградили победителей квеста и пригласили их к нам на завод, ведь в конечном итоге именно молодежи предстоит писать новые страницы его истории.

Ключевое событие юбилейного цикла состоялось 15 августа в канун Дня Воздушного флота России на «Нижегородской ярмарке», его гостями стали порядка 700 человек, более двух третей из них - наши работники. На ярмарочной площади, в павильоне для гостей был выстроен город «Гидромаш» с интерактивными зонами и собирательными персонажами, олицетворяющими разные периоды истории нашего предприятия.

День получился по-настоящему праздничным. Мы вручили более пятидесяти государственных, ведомственных, региональных, профсоюзных наград заводчанам. Повидались с нашими коллегами, поставщиками, заказчиками. К нам в гости приехали более семидесяти представителей предприятий из разных городов страны, включая Москву, Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск. Это очень ценно.

- И все-таки вернемся от праздников к трудовым будням. Каковы для «Гидромаша» производственные итоги года?

- Пока они лишь предварительные, но уже понятно, что рост есть: 10% в штуках к прошлому году. На фоне общего замедления деловой активности, а рост промпроизводства по стране за январь – октябрь составил всего 1%, «Гидромаш», согласитесь, имеет довольно хорошую динамику. Это результат правильного планирования и организации производства, что позволило осуществить опережающие поставки нашей продукции. На 100% выполнен гособоронзаказ. Потребители признательны нам за своевременные поставки, и сегодня вместе с новогодними поздравлениями мы получаем от них благодарственные письма.

Среди знаковых событий года назову первые полеты полностью отечественных пассажирских самолетов МС-21-310 и Ил-114-300, укомплектованных нашими шасси. Это ощутимый итог большой работы по импортозамещению всех участников кооперации, потому что изделия должны быть сопоставимы по весу и размерам, выдерживать вибрацию, перепады температур, нагрузки. Ну и главное, конечно, что на самолетах установлены российские двигатели. Сейчас машинам предстоит сертификация, но мы практически на финишной прямой. Время дорого, эксплуатанты ждут наши новые самолеты. Мы со своей стороны продолжаем у себя на заводе комплексную подготовку мощностей под производство серии.

- Закупки нового оборудования в этой связи тоже продолжаете?

- Безусловно. Мы приобретаем оборудование в соответствии с планом развития авиационной отрасли до 2030 года и для этого у нас составлена собственная программа модернизации станочного парка на этот период. В 2025 году закуплено 15 единиц оборудования, в планах на 2026 год еще 11 единиц техники и рост инвестиций в 1,5 раза. Причем замечу, что все это наши собственные средства.

Также продолжаем работу по сертификации. В июле успешно прошли сертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие ряду ГОСТов, в августе получили «Сертификат одобрения производственной организации» на соответствие федеральным авиационным правилам (ФАП-21). Документ подтверждает, что предприятие соответствует требованиям и имеет право производить авиационную технику, ее комплектующие и системы.

- А что касается социальных объектов, которые сохранились у предприятия?

- В феврале, как и планировалось, состоялось долгожданное открытие обновленной столовой: начали кормить людей, обеспечивать комплексными обедами льготные категории наших работников. В августе накануне юбилея завершили полное остекление и отделку фасадов здания. На 2026 год наметили продолжение работ, в результате которых в столовой должно заработать уже несколько залов.

Дом спорта «Олимп» и база отдыха «Солнечная поляна» функционируют в штатном режиме, в том числе и в зимний период. Во время зимних каникул для заводчан будет организовано два трехдневных заезда: встреча Нового года и празднование Рождества. При этом, как и прежде, работники предприятия-члены профсоюза имеют возможность приобретения путевок за 30% от их общей стоимости.

- Александр Владимирович, как одной фразой Вы бы охарактеризовали значение этого знаменательного в истории «Гидромаша» года?

- За плечами у «Гидромаша» многолетние традиции, в его багаже бесценный опыт и это безусловное наше богатство. Но любая история пишется здесь и сейчас и то, какой она будет, зависит от наших решений и наших поступков. Давайте всегда об этом помнить.

Напомним, что по случаю юбилея Бизнес News подготовил серию материалов и исторических очерков о предприятии. 

НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Сегодня завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.