Профессор ННГУ: рост экономики Нижегородской области упрется в дефицит труда
Экономический рост Нижегородской области в ближайшие годы будет ограничен дефицитом трудовых ресурсов, несмотря на развитие ИКТ, ОЭЗ «Кулибин» и туризма. Об этом рассказал профессор ННГУ имени Лобачевского Александр Золотов в комментарии о текущей ситуации в региональной экономике.
По его словам, высокая ключевая ставка Центробанка РФ привела к удорожанию кредита для предприятий, что ограничило возможности роста выпуска и увеличения инвестиций.
«Вследствие оборонного заказа у обрабатывающих производств положение несколько лучше, чем в целом по промышленному сектору, и все же общая ситуация накладывает свой отпечаток и на «обработку», – отмечает эксперт.
Одним из ключевых драйверов Золотов назвал сферу ИКТ: в 2024 году ее рост в регионе почти в 2 раза превысил темпы увеличения валового регионального продукта. Нижний Новгород остается крупным центром подготовки кадров для ИКТ, в область заходят компании‑лидеры отрасли. Еще один источник роста — особая экономическая зона «Кулибин», объем инвестиций в которую уже превысил 100 млрд руб.
Туризм, по словам эксперта, также становится устойчивым фактором развития: доходы региона от туротрасли в прошлом году составили 21,8 млрд руб., при этом важную роль начинают играть территории за пределами Нижнего Новгорода. Развитие инфраструктуры, по оценке Александра Золотова, будет усиливать позиции региона на туристическом рынке.
Главным структурным ограничением он называет дисбаланс между объемом основных производственных фондов и доступным трудовым ресурсом. Нехватка рабочих кадров связана с избытком неэффективных производственных мощностей и слабым притоком молодежи в производство.
«Создание новых рабочих мест в дополнение к существующим, в том числе неэффективным, не решает проблему дефицита рабочей силы», — подчеркивает профессор.
Замедление экономического роста чуть сгладило проблему нехватки ресурса труда в ряде секторов областной экономики. В последствии, как считает Золотов, рост производства в условиях ограниченного труда возможен только за счет повышения производительности и оптимизации рабочих мест — вводить новые рабочие места, по его мнению, имеет смысл лишь при экономии труда и выводе старых, неэффективных. В этих условиях ключевыми инструментами он называет федеральный проект «Производительность труда» и программы подготовки кадров, включая «Профессионалитет».
Эксперт обращает внимание на снижение участия молодежи 19–24 лет в экономической деятельности по сравнению с 1991 годом и допускает более активное вовлечение студентов вузов в производство без ущерба для учебы.
«Возможно, придется активнее задействовать трудовой потенциал студентов вузов. Еще 35 лет назад все студенты-дневники на 1 месяц в году становились работниками сельского хозяйства (знаменитая «картошка»!), значительная часть студентов два летних месяцах трудилась на стройках. Как показывает статистика, молодые люди в возрасте 19-24 года – единственная группа россиян, доля участия которой в экономической деятельности существенно снизилась по сравнению с 1991 годом. Разумеется, повышать долю такого участия надо без ущерба для учебы, но до роста рождаемости (с отложенным на 20 лет эффектом для рынка труда) – это, по сути, единственный резерв увеличения ресурса труда в производстве (если не считать перераспределения трудовых ресурсов между секторами экономики)», - резюмировал Александр Золотов.