Курс валют
$ 96.09
104.4
Нижний Новгород
Реклама
Реклама ПАО «НБД-Банк», генеральная лицензия №1966. ИНН 5200000222. ERID: 2SDnjcw3Zc9Реклама ПАО «НБД-Банк», генеральная лицензия №1966. ИНН 5200000222. ERID: 2SDnjcw3Zc9
«Гидромаш»
«Гидромаш» получил сертификат качества на соответствие европейским стандартам. 12 мая 1995 г. / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина

Продолжаем юбилейный цикл об истории НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина в Нижнем Новгороде, которому в 2025 году исполняется 220 лет. Это одно из старейших предприятий России.

В цикле исторических очерков - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в современное время.

В 90-е годы «Гидромаш» вошел на пике технических возможностей, занимая лидирующие позиции в производстве авиационных шасси в СССР. Но с началом рыночных реформ предприятия фактически лишились госзаказа. В условиях падения внутреннего спроса найти заказы можно было только за рубежом, что и удалось руководителю «Гидромаша» Владимиру Ильичу Лузянину. Об этом мы подробно рассказывали в предыдущей серии.

Первые контракты с зарубежными фирмами «Гидромаш» заключил в 1990-91 годах. Знаковым опытом на внешнем рынке в этот период стало участие в тендере Европейского космического агентства на разработку шасси для европейского многоразового космического корабля Hermes. «Гидромаш» участвовал в тендере вместе с одной из иностранных фирм и выиграл его.

Предполагалось, что шаттл Hermes будет запущен к 1998 году. Но уже в 1992-м проект был закрыт. Считается, что во многом на это повлияла катастрофа с американским шаттлом Challenger, который разрушился во время своего десятого старта в январе 1986 года из-за взрыва внешнего топливного бака. Европейцы стали работать над повышением безопасности своего «челнока», что увеличивало его вес и стоимость.

Несмотря на отмену проекта, участие в нем поставило «Гидромаш» в один ряд с ведущими западными компаниями. И уже в 1995 году нижегородский завод был признан поставщиком немецкой аэрокосмической промышленности, получив соответствующий сертификат качества.

1993_HAL-1.jpg

Визит представителей зарубежной фирмы. 1993 г. / Фото: архив НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина

В первых числах января 1996 года трудовой коллектив «Гидромаша» получил заработок сразу за сентябрь, октябрь и ноябрь предыдущего года. Позднее задолженность по зарплате в таких размерах уже не возникала. Хотя на полное преодоление спада производства предприятию понадобилось ещё несколько лет.

К этому времени вокруг Владимира Ильича Лузянина сложилась сплоченная команда управленцев-единомышленников: Евгений Алексеевич Живулин – генеральный директор, Александр Владимирович Лузянин – технический директор, Николай Петрович Осипов – директор производства; внешнеэкономическую деятельность возглавил Вячеслав Петрович Чибышев, заместителем по экономике стал Владимир Петрович Анучин, главным бухгалтером – Ирина Ильинична Заводова, заместителем по кадрам – Геннадий Егорович Николаев. Именно эта команда сумела не только удержать завод на плаву в кризисный период, но и вывести его на новый уровень.

Zhivulin_EA.jpg

Генеральный директор завода Евгений Алексеевич Живулин / Фото: НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина

Продолжение следует.

НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Сегодня завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.