«Гидромаш» - фронту: шасси для каждого 6-го самолета в годы Великой Отечественной войны

В 2025 году НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина в Нижнем Новгороде исполняется 220 лет. Это одно из старейших предприятий России. В юбилейном цикле - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в современное время.
Великая Отечественная война вписала особую страницу в историю завода №119 (ныне НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина). В 1941 году закончился московский и начался новый - нижегородский период в жизни предприятия.
Из Москвы в Горький
Завод № 119 встретил известие о начале войны на своей исторической родине - в Москве. К этому времени производственная программа предприятия базировалась на выпуске шасси для пикирующих бомбардировщиков и истребителей, которые были крайне необходимы фронту. В октябре 1941-го принято решение о срочной эвакуации производства в Горький, где располагался главный потребитель его изделий – авиазавод №21. В тыл оборудование, материалы и работников доставили 400 железнодорожных вагонов.
Эшелоны с оборудованием / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина
В Горьком предприятие разместили на трех площадках - на территории завода «Гудок Октября» (на видео) и в помещениях филиала №2 Горьковского авиазавода в Канавине, а также в авиатехникуме на площади 1 Мая (ныне пл. М. Горького). Монтаж оборудования на новом месте был завершен за 18 дней, а с момента остановки завода в столице до его пуска в Горьком прошли всего 41 сутки. Работами руководил начальник одного из цехов Горьковского авиационного завода Алексей Александрович Волков (будущий директор завода №119).
С 1941 по 1945 годы завод обеспечивал взлетно-посадочными устройствами самолеты Пе-2, ЛаГГ-3, Як-6, Як-9, Ла-5, Ла-7.
Трудовая доблесть
В Москве на заводе №119 трудились 2586 человек, а в Горьком зимой 1941-го приступили к работе 1236. Новичков готовили в учебных мастерских, организованных прямо в цехах. В 1942 году предприятие изготовило почти пять тысяч комплектов шасси, в последующие военные годы показатели были не менее впечатляющие. При этом конструкторы постоянно совершенствовали устройства.
В архивах предприятия - свидетельства трудовой доблести военных лет. Токарь И.И. Улицкий не выходил из цеха двое суток, но выполнил задание досрочно. Слесарь-инструментальщик Алексеев изготовил сложный кондуктор не за положенные пять-шесть смен, а за полтора дня.
При дефиците материалов и оборудования рабочие своими силами спроектировали и изготовили более трех десятков станков, несколько тысяч инструментов и различных приспособлений.
За годы войны рабочие своими силами спроектировали более трех десятков станков / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина
З.С. Поднозова, обладатель звания «Лучший слесарь завода» / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина
Руководство страны неоднократно отмечало заслуги заводчан в успешном внедрении поточных методов, изготовлении специальных станков и приспособлений. В 1943 году директор завода Г.М. Григорьев был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, главный инженер А.Г. Гилилов и начальник производства П.А. Дрожжин – ордена Красной Звезды. Именно в те годы закладывался мощный человеческий и научно-технический потенциал современного «Гидромаша».
Торф для отопления заготавливали своими силами / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина
В 1942 г. для детей сотрудников построили детский сад, а после - летний лагерь (в центре - директор завода №119 Г.М. Григорьев)
Завод №119 поставил «на ноги» каждый шестой самолет, сделанный в СССР во время Великой Отечественной войны. 578 заводчан встали на защиту Родины, 300 награждены орденами и медалями.
Истребитель Ла-5 / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина
Истребитель Ла-7 / фото: архив НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина
НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Предприятие участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах. В честь 220-летия завода «Бизнес News» запустил цикл исторических очерков, рассказывающих об основных вехах становления предприятия.