«Очень волнующий момент»
Продолжаем юбилейный цикл об истории НАО «Гидромаш» им. В. И. Лузянина в Нижнем Новгороде, которому в 2025 году исполняется 220 лет. Это одно из старейших предприятий России.
В цикле исторических очерков - об основных вехах становления легендарного завода: от каретной мастерской в 19 веке до ведущего производителя шасси для авиации в современное время.
В 1976 году горьковский «Гидромаш» стал участником проекта многоразовой космической системы «Энергия – «Буран». Это был ответ на американскую программу «Шаттл».
Подготовка к запуску «челнока» длилась 12 лет. Для «Бурана» специалисты «Гидромаша» спроектировали и изготовили одну переднюю и две основные опоры шасси. Это агрегаты сложной и габаритной конструкции из высокопрочной легированной стали и титановых сплавов. Кроме этого, в кооперации с павловским заводом им. Кадышева (сейчас «Гидроагрегат») «Гидромаш» изготавливал гидробак, гидрошарниры, а также гидроцилиндры для системы спасения экипажа.
«Буран» - советский орбитальный космический корабль многоразового применения. Был рассчитан на 100 космических пусков. Первый и единственный полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Ряд технических решений, полученных при создании «челнока», был использован в мировой ракетно-космической технике.
Всего на горьковском предприятии были сделаны восемь комплектов шасси, предназначенных как для самого «Бурана», так и самолета-дублёра, построенного для испытаний систем «челнока» перед основным пуском.
«Мы делали шасси и для орбитальных полётов, и для полётов «по-самолетному». Если космический «Буран» садился с отрицательным углом атаки, то «Буран», пилотируемый летчиком-испытателем Игорем Петровичем Волком, садился с положительным углом атаки, как у самолета», - вспоминал руководитель «Гидромаша» Владимир Ильич Лузянин.

При создании шасси для «Бурана» на «Гидромаше» была освоена технология изготовления крупных деталей из титановых поковок / архив НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
Кульминация – 15 ноября 1988 года. Для приёма корабля на космодроме Байконур построили аэродром «Юбилейный» с усиленной взлетно-посадочной полосой. Посадка совпала с сильным ветром со стороны Аральского моря. Но автоматика выбрала оптимальную траекторию – корабль сделал разворот, вышел на посадочную полосу и с высочайшей точностью приземлился. Впервые в мире посадка осуществлена в автоматическом режиме.
«Очень волнующий момент пришлось пережить»
Из воспоминаний В.И. Лузянина:
«Возвращение «Бурана» из космоса я видел по телевидению. Была снята вся его посадка с разных точек, в том числе и с самолета МиГ-25, - он параллельно летел. Помню, «Буран» сначала показался в небе, а потом ушел в облако, из облака появился, а шасси уже выпущены, значит цилиндры сработали, уже сработали. Сразу легче стало. А уж когда он сел, прокатился по полосе, тогда все волнение отлегло. А так ведь всё могло быть, авиация есть авиация. Дело сложное. Очень волнующий момент пришлось пережить. Ведь до сих пор в автоматическом режиме не садился ни один самолёт».

На фото: посадка «Бурана», 15 ноября 1988 года / Российский государственный архив научно-технической документации / Telegram-канал Госкорпорации «Роскосмос»
В научно-популярных изданиях точность приземления «Бурана» - результат труда коллектива «Гидромаша» - отдельный предмет для повествования. «Ровно за восемь секунд до касания взлетно-посадочной полосы у корабля вышли шасси, «Буран» был готов к приземлению. У земли порывы ветра доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и вступил в борьбу с боковым ветром, «сознательно» сделав отворот от посадочного курса на 15-20 градусов. «Буран» сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала коснулся левой, поправил нос, через 30 метров опустил на полосу правую ногу. Уклонение от оси - три метра. «Буран» и на пробеге «искал» осевую линию. К моменту остановки он был правее центра взлетно-посадочной полосы менее чем на 50 сантиметров», - рассказывается в книге «Взлеты и посадки “Бурана”», вышедшей в 1994 году.
Передняя стойка шасси для самолета-аналога «Бурана», который был создан для отработки посадочных режимов и автоматических систем управления / архив НАО «Гидромаш» им. В.И. Лузянина
В 1989 году за выдающиеся производственные показатели, создание и освоение выдающихся образцов авиационной техники, а также изготовление шасси для «Бурана» генеральному директору «Гидромаша» В.И. Лузянину одному из последних в Советском Союзе было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в 1991 году за заслуги в создании шасси для космического корабля награждены ещё несколько работников предприятия: орденом «Знак Почёта» - Н.Е. Ионов и Г.В. Нефедьев, орденом Трудовой Славы – В.Г. Трифонов, А.А. Аношкин, С.А. Мацур.

С 2023 года брат-близнец «Бурана», на котором тестировали оборудование перед основным пуском, открыт для посетителей как музей в Сириусе / фото: Telegram-канал Госкорпорации «Роскосмос»
Во время работы над проектом был серьёзно обновлен станочный парк «Гидромаша». Были освоены новые технологии обработки и соединения титановых и стальных деталей, актуальные и сегодня.
Продолжение следует.
НАО «Гидромаш» - ведущий российский разработчик и производитель шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов. Сегодня завод участвует практически во всех отечественных авиастроительных проектах.
