Неплатежи стали главной проблемой бизнеса в III квартале 2025 года
По данным мониторинга Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в III квартале 2025 года главной ограничивающей причиной для бизнеса 38,9% опрошенных назвали неплатежи со стороны контрагентов. В предыдущем отчётном периоде этот показатель держался на уровне чуть более четверти респондентов.
На втором месте по значимости оказались снижение спроса на продукцию или услуги (34,2%) и нехватка оборотных средств (32,4%). Около 15% компаний отметили как важные ограничения сокращение инвестиционных программ, невозможность оснастить предприятие новым оборудованием и технологиями из‑за ограничений импорта, проблемы в логистике (удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов, сложности при доставке) и резкий рост цен на продукцию.
Проблема проведения платежей с зарубежными контрагентами существенно снизила актуальность — её указали 3% респондентов против 12,6% в конце II квартала 2025 года.
67,6% намерены продолжать сокращать расходы. Примерно четверть планируют внедрять энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии и проекты по цифровизации, а 24,1% рассчитывают сохранить или увеличить объёмы инвестиционных программ.
16,7% респондентов готовы интенсифицировать производство, 15,7% — перераспределить структуру затрат без снижения выпуска и объёма затрат. Столько же опрошенных планируют повышение цен. 14,8% собираются сократить инвестиционные вложения.
Около 12–13% компаний намерены требовать аванс от покупателей и/или отказаться от авансирования поставщиков, разрабатывать программы по замещению импорта, продавать непрофильные активы или переориентировать производство на иные товары.
Среди тех, кто будет сокращать расходы, 80% в первую очередь урезают административные и общехозяйственные затраты, 37% — затраты на потребляемые услуги. Примерно четверть планируют сокращения в персонале; примерно столько же собираются перейти на более дешёвое сырьё и комплектующие или сократить расходы на благотворительные и социальные программы.
Две трети компаний, планирующих сокращать численность персонала, намерены ограничиться сокращением найма, 30,8% из них рассчитывают уменьшить «размер социального пакета».
