20 04 2024,
Курсы валютКурсы
93.44
USD
99.58
EUR

Война и тыл: как ковали Победу кулебакские металлурги


«Русполимет». Высокая металлургия» - информационный проект, посвящённый современному развитию Кулебакского металлургического завода «Русполимет»



Война и тыл: как ковали Победу кулебакские металлурги
«Все для фронта! Все для Победы!» 

С началом войны Кулебакскому металлургическому заводу присваивается номер 178. Предприятию поручен выпуск изделий для танков и авиации. В этом направлении уже с 1 июля 1941-го завод становится смежником горьковского завода «Красное Сормово», автозавода и авиазавода «Сокол». 

В производстве оборонной продукции участвовали все цеха. Бандажепрокатный цех, не прекращая выпуск железнодорожных бандажей, начинает прокат специальных колец для башенных шестерен и орудийных стволов танков.

Сталевары мартеновского цеха осваивают выплавку новых марок сталей - к примеру, хромистой стали, которая требовалась для производства защитных бронеспинок летчиков в кабине самолета. В результате кулебакский завод одним из первых начал их изготовление. По воспоминаниям ветеранов мартеновские печи в годы войны горели круглые сутки. 

сталь пошла.jpg
Выплавка стали в мартеновском цехе в годы войны / фото - ПАО «Русполимет»

Листопрокатный цех переходит на прокат броневого листа. При этом кулебакские металлурги выполняли прокатку листов на оборудовании, которое, по существу, было более приспособлено для проката листов из мягкой углеродистой стали малых толщин. Но большой опыт и находчивость помогали им выполнять и перевыполнять задания по прокату более толстых бронелистов.

 Самым важным заказом сортопрокатного цеха в годы войны был прокат балки «носа» для танка Т-34. Эта конструкция улучшала носовую часть танка и повышала его надежность. Навсегда останется в памяти заводчан подвиг бригады Генералова, которая выполнила ремонт агрегата цеха без остановки производства за одну смену, тогда как прежде эта работа выполнялась за 4-5 суток. 

Чугунолитейный цех отливал стальные броневые башни и пулеметные амбразуры для танков. В 1943 году в этом цехе изготавливались корпуса снарядов для 76-миллиметровых пушек. В термическом цехе из стали и бронелистов, прокатанных на заводе, сваривали корпуса легких танков Т-60.

Дирекция завода.jpg
Ответственность за переход завода на военные рельсы легла на 38-летнего Ивана Скибу – директора завода с апреля 1940 года по май 1945-го. На фото - в центре / фото - ПАО «Русполимет»

Несмотря на тяжёлые условия: особенно зимой – холод, сквозняки, недостаточно света из-за светомаскировки -  кулебакские металлурги старались как можно больше сделать для фронта – удваивали, утраивали… выпуск продукции. 

В военной истории завода храниться память о «тысячниках» завода. Первым, кто сумел выполнить за смену задание на 1000%, стал фрезеровщик механического цеха Иван Астров. Он придумал, как одним набором фрез одновременно обрабатывать несколько деталей, что дало возможность выполнять по две-три и более нормы. 

За образцовое выполнение производственных заданий и освоение новых видов продукции ряд работников кулебакского завода награждены орденами и медалями. 

Праздник со слезами на глазах

Война не обошла стороной ни одну семью в Кулебаках. Более 17 тысяч жителей района ушли на фронт, почти 9 тысяч из них не вернулись с войны. 

«Я родилась 9-й в семье. Мои три старших брата и две старшие сестры погибли на фронте. Осталась фактически я одна и сестра, у которой было трое детей. Поэтому, конечно, День Победы для меня – это великий праздник со слезами на глазах», - рассказывает председатель совета ветеранов «Русполимета» Нина Фёдоровна Чернышова.

Военному периоду в жизни завода и города посвящена большая экспозиция в кулебакском музее металлургов. На стендах - фотографии, письма и документы тех лет. 

Кулебакский металлургический завод в годы войны:

- 350 тысяч тонн стали - столько металла за годы войны выплавил Кулебакский металлургический завод. Сталь направлялась сотням предприятий для выпуска вооружений. 

- кулебакские металлурги изготовили броню для бронепоезда «Илья Муромец», построенного в 1942 году как подарок фронту на заводе им. Ф. Э. Дзержинского в Муроме. Пройдя от Мурома до Франкфурта-на-Одере, он не получил ни одной пробоины.

- работники завода внесли в 1943 году внесли 975 249 рублей вкладов на строительство авиаэскадрильи «Валерий Чкалов». В связи с этим на завод пришла благодарственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина.

Бронепоезд Илья Муромец.JPG
Памятник-бронепоезд «Илья Муромец» в Муроме 

Статья подготовлена по материалам музея истории и краеведения ПАО «Русполимет»
(2092|)
Похожие новости

«Все говорили: остановись, но мы продолжали инвестировать»

Виктор Клочай

15 / 04 / 2024 в 10:28

Виктор Клочай - о рискованных решениях, итогах и новых проектах группы «Русполимет»

Перейти к странице видео >

Реклама в интернете в 2024 году: тренды, каналы, инструменты

Конференция маркетолога в Нижнем Новгороде

13 / 03 / 2024 в 12:52

О чем говорили на конференции маркетологов в Нижнем Новгороде

Перейти к странице видео >

В Нижнем Новгороде запущено производство по изготовлению экипировки для военнослужащих

В Нижнем Новгороде запущено производство по изготовлению экипировки для военнослужащих

18 / 04 / 2024 в 18:45

18 апреля в Нижнем Новгороде состоялось открытие новой производственной площадки ООО «Труд» (вхо...

Перейти к странице >

Новости СМИ2